3. Заратуштра: жизнь, учение, Гаты
Учение о добре и зле, как изначальной целостности мира, с одной стороны, и ее последующем нарушении, с другой стороны, является основой зороастризма и той характерной чертой, которая отличает его от других религий. Вопрос о соотношении добра и зла считается главным для зороастрийца. По тому как решается этот вопрос в какой-либо религии и судят о ней. С точки зрения соотношения добра и зла оцениваются государственное устройство той или иной страны, принципы организации цивилизации, каждый отдельный человек, сообщества людей и т.д.
Все учения и даже каждый конкретный человек тем или иным образом обязательно решают этот вопрос для себя, порой даже не осознавая этого. Прежде всего, остановимся на вопросе об абсолютности или относительности добра и зла. Практически во всех распространенных религиях утверждается абсолютность этих понятий. То есть добро и зло — это абсолютные принципы, положенные в основу мира при его создании. Отсюда следуют морально-этические заповеди (указания о том, что следует делать человеку) и понятие о грехах (или о запретах совершать те или иные действия). В зороастризме добро и зло — это изначальные принципы строения нашего мира, причем они находятся в постоянной борьбе между собой, и эта их борьба с неминуемой конечной победой добра и уничтожением зла составляет основное содержание эволюции нашей Вселенной.
С проблемой добра и зла тесно связан вопрос о свободе воли, свободе выбора человека. В зороастризме ему уделяется огромное внимание. Считается, что каждый человек практически в любой момент времени свободен в выборе, и прежде всего в выборе между добром и злом не отрицается, впрочем, наличие периодов жесткого рока, фатума, когда от человека ничего не зависит, но существование таких моментов определяется выбором человека, сделанным в прошлом. Существование свободы выбора позволяет выбрать один из многих возможных вариантов развития событий, но когда выбор сделан, выбранная программа начинает действовать.
Свобода выбора и существование зла взаимосвязаны. Если есть свобода»— может быть зло, если нет свободы — не может быть зла, так как истинная свобода выбора однозначно подразумевает возможность неправильного выбора, который противоречит законам изначального целостного мира. Будет ли зло в действительности, зависит от всех сущностей, имеющих право выбора.
В некоторых направлениях христианства и особенно ислама считается, что все происходящее в мире — от Бога и по воле Бога, а зло считается необходимым элементом некоего непостижимого плана Создателя. Таким образом, функция источника зла переносится в этом случае на Бога. А такое понимание Бога, лживое по сути, ведет часть приверженцев этих религий к полному отрицанию существования Бога или к проклинанию Его.
Все это совершенно неприемлемо для зороастрийцев. Бог — это источник добра и не имеет ничего общего со злом, так как добро противостоит злу. Не случайно зороастризм называют иногда "доброй религией".
Естественно, возникает вопрос о том, какова же истинная сущность зла, откуда и когда оно пришло в наш мир. Для ответа на этот вопрос обратимся к зороастрийским мифам, В соответствии с ними, наша Вселенная была создана несколько миллиардов лет назад (это согласуется с современной гипотезой "большого взрыва"). Создатель нашей Вселенной Ахура Мазда (что переводится как "Божественная мудрость") создал сначала весь мир в невоплошенном виде, в виде идеи (невоплощенный, идеальный мир — Меног). Это происходило в первую эру мира - Эру творения (Артезишн). При этом все творения, будучи идеальными и невоплощенными, не имели никакого права выбора. Но потенциальная возможность свободы выбора для всех творений (в большей или меньшей степени) существовала с самого начала, была заложена в основу мира, а, следовательно, существовала и принципиальная возможность появления зла. Пока реального выбора не было, в мире не было и реального зла. Зло возникло тогда, когда по воле Ахура Мазды начался процесс перехода мира из идеального, невоплощенного состояния в проявленное, воплощенное (мир физический, Гетиг). И проявилось зло в нашем мире именно вследствие неправильного использования реального права выбора. Тогда дух зла Ангра-Манью (другие варианты — Ахриман, Ариман) вторгся в мир и начал его разрушение. Именно поэтому наступившая при переходе мира в воплощенное состояние вторая эра называется Эрой смешения добра и зла (Гумезишн). Эта эра продолжается до сих пор, но в настоящее время подходит к концу. Между Создателем Ахура Маздой и разрушителем Ангра-Манью в принципе не может быть мира и согласия, так как "можно изменить все, кроме доброй и злой природы, и никаким путем добрая природа не может измениться в злую, а злая природа не станет добродетелью". Ни одна более поздняя религия не поднимала Бога на такую высоту, освобождая его полностью от всякого зла, как зороастризм, считающий, что "Ахура Мазда вследствие доброй природы не утверждает зла и лжи, а Ангра-Манью вследствие дурной природы не согласен с добродетелью и истиной".
Но если Творец этого мира не является источником зла, то как оно могло в этом мире появиться? Ответ на этот вопрос дает зерванизм — сокровенное, эзотерическое учение религии Авесты. Приверженцы зерванизма почитают Зерван-Акарана (время бесконечное) как основной формообразующий принцип вселенной. Зерванизм не является ересью, как ошибочно полагает часть ученых. Он имеет глубокие индоиранские корни. Зерван имеет много общего с индуистским Атманом. Учение персидских магов оказало влияние на развитие многих религиозных учений — в частности буддийское понятие Нирваны восходит к Зервану.
Да и само зороастрийское понимание Бога-творца, абсолютно непричастного ко злу логически требует существования некоей высшей первопричины, стоящей за пределами нашего бытия. Приверженцами зерванизма были царские династии великих персидских империй — Ахемениды и Сасаниды. Во времена Сасанидов (III-VII вв. н.э.) были написаны такие тексты, как Меног-и-Кхрад, Бундахишн, в которых много внимания уделялось Зервану, но основным трудом, своего рода компендиумом зерванитских знаний явился текст под названием Зерван-Намаг. Он был написан уже после падения династии Сасанидов и вобрал в себя все имевшиеся на тот момент знания о времени. Этот текст на протяжении веков передавался из рук в руки до тех пор, пока не оказался у Павла Глобы — наследственного зерванита.
Предел нашего познания жизни ограничивается Творцом мира, частью которого мы являемся. Но есть нечто выше его. Это то, что было до изначальной точки рождения Вселенной, до точки взрыва, до точки отсчета. Это то. что можно условно назвать Абсолютом, то что древние называли Зерваном. Понятие Зерван объединяет все to, что невозможно познать, к чему невозможно даже приблизиться пока ты скован этим миром и не стал подобен его Творцу. Творец нашего мира — Господь Бог и создавший его Зерван являются совершенно разными понятиями. В зороастризме об этом четко сказано и по этому можно отличить его от всех других религий. Зерван проявляется у нас через то, что мы не можем изменить — через время. Время — дыхание Зервана. Оно постоянно меняется и меняет нас. Мы не можем его уловить, оно ускользает от
определения. И все же только познавая время, совершенствуясь благодаря этому, можно освободиться от бренности этого мира, очиститься от зла и получить право создать свой мир, свою вселенную.
Творец нашего мира Ахура Мазда получил возможность творить, пройдя через точку Зервана. Ему тоже был дан выбор. В этом мы подобны своему Творцу. Но даже здесь, на этом этапе развития есть возможность падения, что продемонстрировал генезис нашего мира, в начале которого стояли два Духа, два Близнеца — Ахура Мазда и Ангро Манью. Но просто так упасть невозможно. У Ангро Манью был огромный потенциал, но в самый последний момент, когда надо было приступать к творению, он отступил. Не смог ничего сделать в этом мире. Несмотря на прохождение через точку Зервана, он не осознал этот мир как самого себя и поэтому остался "плодом сомнения" Зервана, т.е. своего сомнения в Зерване.
Наш мир был задуман изначально как двойной, созданный в своей воплощенной части Ангро Манью и идеальной части' Ахура Маздой. Воспользовавшись правом свободного выбора, Ангро Манью не стал творить этот мир, а взвалил двойную нагрузку на своего брата — близнеца. И, следовательно, творец Ахура Мазда был вынужден брать на себя величайшую ответственность, т.е. создать и видимый и невидимый миры: мир воплощенный — Гетиг — и мир идей — Меног. Когда Ахура Мазда творил, Ангро Манью ничего не делал и выжидал момент, когда ему можно будет воспользоваться чужим творением.
Но с самого начала выбор Ангро Манью во всем его ограничил. Специально для охраны от проникновения этого уникального по своей сути паразитического начала Вселенной Творцом было создано время Карана (конечное, замкнутое время). Время Карана поставило злу передел сразу при его возникновении. Высший, невоплощенный мир Меног связан со временем Акарана, каждая точка которого содержит в себе и прошлое и настоящее и будущее. Мир Меног и время Акарана недоступны Ангро Манью, его не пустили туда, была создана граница. Воплощенный мир — Гетиг, в котором мы живем, существует во временном кольце Карана, пока не прекратит свое развитие.
В первую эру — эру Творения Ангро Манью лежал во тьме, в то время как Ахура Мазда из клеток своего преображенного тела создавал мир, наделял его сознанием, заселял растениями, животными. И тут, как сказано в тексте Бундахишна, "Агара Манью, дьявол, пришел в этот мир как хозяин". Почему сказано "как хозяин"? И почему Господь Бог вообше допустил вторжение зла? Ангро Манью вторгся в этот видимый мир только потому, что он этот мир изначально, по замыслу Творца Мироздания, должен был создавать. Только поэтому Господь Хормазд и позволил ему вторгнуться в тот мир, работу по созданию которого выполнил он сам. Кроме того предполагается, что свободный выбор остается даже у Ангро Манью, но, правда, он уже не может отречься, он уже погряз.
Прежде, чем происходит вторжение Ангро Манью в материальный мир, на границе эр творения и смешения Ахура Мазда предлагает ему заключить договор. В Бундахишне ("книге творений") сказано: "(12) И Хормазд сказал Духу Разрушения: "Установим время, чтобы согласно этому договору битва длилась девять тысяч лет" Ибо он знал, что ограничив срок таким образом, он делает Дух Разрушения бессильным. И Дух Разрушения, не видящий конца, принял этот договор {...] (13) И также через всеведенье Хормазд знал, что из этих девяти тысяч лет три тысячи лет пройдут всецело по воле Хормазда, еше три тысячи лет пройдут в смешении воли Хормазда с волей Ахримана, и что в последней битве Дух разрушения будет бессилен, и что сам {Хормазд) спасет мир от покушения. (14) Затем Хормазд воспел Ахунвар, т.е. он изрек двадцать одно слово Yatha ahu vairuo; и показал духу разрушения свою конечную победу, его бессилие, уничтожение демонов, воскрешение, Последнее тело и освобождение мира от всяких нападений навечно и навсегда". Ангро Манью пошел на этот договор, потому что не знал будущего в свернутом кольце времени.
Итак, Ангро Манью подписывает предложенный ему договор на границе второй эпохи, по истечении первых трех тысяч условных лет мироздания, когда он лежал во тьме после своего выбора и просто наблюдал, как Ахура Мазда творил. Зло находилось в скрытой, латентной форме, как в любой болезни. После договора началось вторжение Ангро Манью в мироздание, последовали страшные события. В течение 9 тысяч условных лет ему было позволено проявлять свою суть. Общее количество лет мироздания — 12 тысяч. Мы сейчас переживаем конец второй эры, эры Смешения. Для зла появление первых известных нам цивилизаций — это начало конца. Далее последуют эпохи Разделения (Визаришн) и Воссоединения (Маздезишн). Эпоха разделения добра и зла будет длиться очень долго. Начнется она с Фрашегирда, который начинается с 2008 года. Зло будет полностью вычищено, выметено. Все меньше будет оставаться возможности для его проявления. Его можно будет легко различить: внешний вид человека станет подобен его внутреннему началу. И когда зло будет полностью изжито, начнется эпоха Маздезишн, все творения соединятся в высшей воле Творца, познают бесконечность.
А вот как должно было быть по идее; в первую эпоху два духа должны были трудиться оба. Во вторую эпоху они должны были смешиваться, т.е. материальное и нематериальное должны были взаимно проникнуть. Третье — эпоха разделения, самосознание каждой отдельной части клетки должно было достигнуть понятия этих близнецов. И последняя эпоха — воссоединение, когда они, оба этих брата — близнеца, должны были подтянуть эти сознания до себя. В этом была идея мира. То, что должно было быть, но чего не было. А этого не было потому, что была свободная воля; потому что Ангро Манью оказался сволочью.
Итак мы живем в проявленном мире, попавшем в петлю Ахримана, в эпоху смешения добра и зла Гумезишн, в замкнутом времени Карана. Почему люди, творения Ахура Мазды, попадают в одну клетку с чудовищем?
Свобода выбора, данная людям, и обязанность нести за него ответственность предоставляют им возможность получить прививку против зла, закалиться и развиться в борьбе с ним (если они не умеют еще делать правильный выбор), чтобы приблизиться к своему Творцу. Этот путь борьбы со злом был выбран духами-хранителями людей еще в самом начале создания мира. В Авесте об этом сказано следующее. Ахура Мазда спросил их: "Что кажется вам наиболее продвигающим вас вперед, когда я представлю вас этому миру? То, что вы будете состязаться в своей телесной форме с дьяволом, и дьявол погибнет, и в Конце я снова приготовлю вас для совершенства и бессмертия, и в Конце я верну вас обратно в мир? Или то, что вы всегда будете нуждаться в защите от разрушителя?" "И тогда духи хранители людей пришли к единому мнению с всеведущей мудростью: о продвижении мира через зло, которое находит на них в этом мире от дьявола Ахримана. О становлении их в конце концов снова не подверженными нападкам — преследованию врага, совершенными и бессмертными в будущем существовании навечно и навсегда.
Ангро Манью слаб — как может несовершенное создание претендовать на то, чего оно не может постигнуть? Но он имеет возможность увлекать все другие творения в свой собственный круг. Он силен возможностью принимать любые формы, любые обличия, потому что ой проявляется в мире форм. Поэтому в проявленном мире зло может до поры до времени властвовать. Зло в нашем мире — это совокупность злых дел, злых слов, злых мыслей за все время существования воплощенной Вселенной, появившихся вследствие неправильного выбора. Зло можно представить в виде некоего энергетического центра, называемого иногда эгрегором. Зло не пассивно, оно формирует вполне реальные силы, воспринимаемые часто человеком как "высшие силы", целью которых является всемерное расширение влияния зла. Увеличить количество зла может только неправильный выбор тех сущностей, которые имеют свободную волю. То есть каждый человек может увеличить количество зла в мире. Исходя из этого важнейшими задачами человека являются служение добру и борьба» со злом. И граница между добром и злом проходит прежде всего через каждого из нас. В каждом из нас есть и добро, и зло вследствие нашего прошлого выбора. И у каждого из нас есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону. Таким образом, не бывает людей, полностью поборовших в себе зло, а также истинных, стопроцентных служителей зла. Поэтому прежде всего человек должен бороться против зла в своей душе.
Согласно зороастризму, человек множество раз рождается (воплощается на Земле), проживает земную жизнь и умирает (переходит в невоплошенное состояние). Истинная жизнь человека включает в себя
целый ряд воплощений. Зачем же человек снова и снова посылается сюда, какой в этом смысл? В зороастризме считается, что жизнь человека, которую он должен пройти от начала и до конца — это не блаженство и не страдание, а это работа. Нас посылают сюда делать работу, причем ту, которую мы не можем сделать где-нибудь еще. Работа эта — выбор, выбор между добром и злом. И направляют нас сюда именно потому, что в прошлом мы сделали неправильный выбор, нарушив тем самым изначальную гармонию мира. В этом смысле мы все одинаковые, мы все искушенные. Теперь же мы должны вращаться в этом круге воплощений, чтобы пройти свой путь очищения. То есть мир Земли можно уподобить
чистилищу.
Здесь важно следующее. Любой замкнутый цикл в природе воспроизводит миротворный круг, мир от начала до конца, макроцикл мироздания. Поскольку мистерия жизни каждого человека воспроизводит этот макроиикл, то жизнь эту надо прожить так, чтобы максимально приблизиться к основе творения, чтобы очиститься от деяний Ангро Манью. Потому что наличие грехов, неправильных выборов (иначе кармы или зармы) у человека практически означает его причастность к делам Ангро Манью, что и влечет за собой его воплощение в мире, ограниченном временем Карана. Но только причастность, так как, будучи "детьми божьими", люди имеют изначально нетленную и неоскверненную природу и только "участием в делах тьмы" навлекают на себя все беды земного существования.
Значит, пока мы не избавимся от зла, время для нас будет конечным. Но, поскольку, в человеке есть не только зло, но и добро, поэтому у него есть и другая возможность, возможность побывать в другом времени, во времени Акарана. И мы в нем находимся — после смерти до следующего рождения.
Многие боятся смерти именно потому, что они отягощены злом и не понимают, что кроме этого мира есть еще нечто другое. Они цепляются за то, что по сути является бледной копией мира, который все это проникает собой. Но им дают возможность на какое-то время после смерти соприкоснуться с этим миром. Не дают только бесам и тем, которые уже безнадежны. Они после смерти тут же попадают в ад, где они соприкасаются с себе подобными, где змии, кусающие свой хвост, то есть демоны пожирают демонов. Светлые силы наказывать не могут. Они просто бесов отправляют к бесам. Это хуже, потому что в этом мире нет своих, там все чужие как раковые клетки.
Для большинства из нас время между смертью и новым рождением — это время пребывания в форме Акарана, то есть вечности. Но поскольку у человека есть грехи, отягощение злом, то он уже ограничен временем Карана, значит он будет туда тянуться. Пока он в себе это время не изживет, он будет таким же, он будет рождаться, рождаться, рождаться и постоянно повторять мироздание от начала до конца. Каждый в своей жизни будет проходить миф об Ангро Манью.
Теперь от нас самих зависит, преодолеем ли мы зло в этом замкнутом мире, или победит зло, и наш замкнутый мир погибнет. А возможность восстановить утраченную гармонию, сделать выбор в пользу добра, мы можем только в этой земной жизни, в воплощенном состоянии. Между воплощениями такой возможности у нас не будет. Ведь из того, что здесь у нас довольно сильно зло, совсем не следует, что наш воплощенный мир несовершенен по своей сути, что совершенный мир — это только невоплощенный. Наоборот, зороастризм считает, что именно воплощенный мир наиболее целостен, именно в нем реализуется вся полнота возможных проявлений. Именно здесь человек имеет все три свои ипостаси: дух, душу и тело. Только здесь у него максимальные возможности вмешиваться в преобразование мира, очищать его от зла, восстанавливая гармонию. Но в то же время именно поэтому воплощенный мир больше всего привлекает силы зла. Здесь им есть чем поживиться, на чем паразитировать, что ставить себе на службу. Поэтому на Земле человек оказывается на переднем фронте борьбы со злом. Уход из воплощенного состояния, физическую смерть зороастризм считает результатом несовершенства нашего мира. Когда зло будет окончательно побеждено, не будет потери физического тела, дух, душа и тело будут всегда едины. Но пока наш мир — место очищения. Когда-то мы неправильно распоряжались изначально данной нам свободой и поэтому направлены сюда на исправительные работы. А время воплощения — это то самое время, которое мы заслужили. Нам дан еще один шанс исправиться. Как его использовать — зависит от нас. Пока наш мир в целом не преодолеет заключенное в нем зло, он будет использоваться только как место для исправления провинившихся.
Зороастрийское понимание кармы (зармы) несколько отличается от индийского и предполагает ее возникновение вследствие изначального осквернения (неправильного выбора) человека, а также подразумевает возможность каждого активно влиять на свою карму, через активное включение ускоренно ее отрабатывать и даже уходить на время от расплаты по кармическим долгам (только до Фрашегирда). Именно выбор между добром и злом формирует зарму, а также позволяет увеличить или уменьшить ее влияние.
Рождаясь в данной семье, в данном народе, в данной стране, мы принимаем на себя, помимо своей собственной, и их карму, сложившуюся к этому моменту. Значит, мы ее заслужили, и нам придется ее отрабатывать. До тех пор, пока человек не расплатится по своим кармическим долгам, он не сможет выйти из бесконечного круга воплощений, а задачей является именно выход из этого круга. Наш гороскоп предполагает некоторую серию уроков, которые мы должны "получить в жизни в результате каких-то обстоятельств, то есть в жизни мы учимся и учимся постоянно.
В зависимости от того, как мы пройдем каждый из уроков и происходит вся наша дальнейшая судьба. Не только что-то изначально нам предопределено, но и мы постоянно в течение жизни что-то себе предопределяем. Мы свою карму не только имеем, но мы ее и творим. Карма бывает хорошая и плохая, это некая субстанция и информация, которая накапливается как плод наших деяний. Если мы творим добро и что-то нормальное, то в дальнейшем для нас зарабатывается что-то хорошее. Если мы творим зло и сеем мрак, смерть и разрушение, то и это нам зачтется.
Но из наличия злой кармы вовсе не следует необходимость проходить от начала до конца все уровни злосчастья, которые мы когда-то заслужили.
Для любого человека возможен выход из этого порочного круга и начало вертикального пути восхождения. Надо только понять, за что нам даются многие страшные уроки, и, не дожидаясь их начала, сознательно видоизмениться. Именно для этого нам нужна астрология и личностный гороскоп, представление о котором появляется после миссии Заратуштры. Сначала необходимо осознать то, что нам необходимо исправить и то, что нам нужно продолжать делать.
Уже при одном осознании может происходить видоизменение — без всякой магии, автоматически.
Карма должна быть либо отработана, либо осознана и видоизменена.
Форма восприятия расплаты зависит прежде всего от нас. В грубой форме (типа катастрофы) ситуация может поразить только человека бездуховного или человека, идущего на эту ситуацию сознательно (как великие учителя, бравшие на себя какую-то миссию).
Чтобы не получить расплату в грубой форме, человек должен меняться внутренне. Даже без специальной коррекции, одним осознанием человек может поднять свой дух, и уже не нужна будет грубая форма расплаты для его восприятия. Человек тогда может оказаться рядом с катастрофой, а не в ней.
Осознать — значит частично отработать свою карму.
Ситуации даются и для осознания и для отработки кармы одновременно. Но если осознания нет, тогда нас поражают без всякого сожаления.
Какова же конечная цель истинной жизни, включающей в себя целую цепь воплощений? Ведь нас посылают сюда работать, а работа должна иметь какую-то глобальную цель. При создании мира каждый из нас был сотворен по образу и подобию Божию, то есть потенциально в любом человеке есть все, что есть в Боге, в Создателе Вселенной. Только все это у нас глубоко скрыто, не проявлено, не используется.
Изначально поставленная перед каждым из нас цель — осознать в себе эти Божественные потенции, осознать свое единство с Творцом, а затем — приблизиться к Богу, развить у себя качества творца. Именно поэтому все наши поступки оцениваются такой высокой меркой, и именно для этого в конечном счете нам была предоставлена свобода выбора. Исходя из того, насколько мы приближаемся к этой главной цели
существования или удаляемся от нее, работая на разрушение мира в целом и себя в частности, судят о каждом из нас. Только тогда, когда человек полностью очистится от зла, разовьет в себе качества творца, осознает единство всего сущего, можно считать, что он достиг конечной цели. И тогда ему может быть дано право создать свой мир, свою Вселенную.
Этот мир был создан по аналогии с другим миром, который создается достигшим совершенства разумом, сознанием, которое в свою очередь вытягивает все клетки тела, принадлежащие ему в то время, когда он еще не достиг эволюционного уровня. Предполагается при этом, что каждый человек может создать свой собственный мир, естественно, когда он пройдет всю лестницу эволюции.
Каждый из этих людей станет творцом, подобным Ахура Мазде. В каждом есть Ахура Мазда. "Люди — дети божьи" — как говорили и Заратуштра, и Христос.
Зерван же — это, по сути, не создатель, а то, что подтолкнуло мир к созданию, то, с чего мир начал свое движение, свое проявление. Зерванизм учит, что миры рождаются одной мыслью Зервана. Как это происходит, почему — нам не дано понять. Такова сущность Зервана. Мир рождается из этой абсолютно наполненной пустоты и развивается во времени, которое есть условие и форма его проявления. Конкретные же очертания миру придает его Создатель, Творец, он же устанавливает в нем свои законы.
Но только тогда, когда зло будет преодолено, побеждено окончательно, мы выйдем на уровень понимания мира, доступный только тем, кто уже прошел свой выбор между добром и злом и окончательно выбрал добро. Только тогда, когда основные проявления зла — гордыня, ложь и страх не будут мешать нам и когда мы дойдем до осознания изначального цельного, гармоничного, многогранного мира, каким он был задуман и создан. А сейчас наша главная цель — восстановить гармонию мира, преодолев зло в себе и в нем, приблизить мир к тому, который был замыслен Творцом.
В едином целостном мире должны действовать и единые универсальные законы, работающие как для всей Вселенной, так и для каждой отдельной ее части, в том числе действующие и в жизни человека. Конкретные проявления действия этих законов могут быть очень разнообразны в зависимости от особенностей рассматриваемого явления. Но знание законов мира дает возможность понять казалось бы никак не связанные между собой процессы и события, проследить их глубинную взаимосвязь, понять их причину и предугадать их развитие, осознать свою главную цель и пути ее достижения. ;
Зороастрийское учение и призвано объяснить этот единый мир, универсальные принципы его эволюции, помочь человечеству в целом и каждому отдельному человеку построить свою жизнь по изначальным законам устройства Вселенной. Зороастризм и Авеста, первая священная книга человечества, принесенная на Землю за несколько десятков тысяч лет до Ветхого Завета, наиболее полно сохранили учение о добре и зле и знание Закона, принесенные на Землю древними ариями.
Согласно авестийским текстам, предки современных людей белой (европеоидной) расы — арии — пришли на Землю со звезд Большой Медведицы.
До прихода ариев на Земле уже жили представители четырех других рас: голубой, желтой, черной и красной. Из них только люди голубой расы могут рассматриваться как аборигены нашей планеты, остальные, подобно ариям, пришли с далеких звезд. Желтая раса связывалась с созвездиями Лебедя и Лиры, красная — с созвездием Кассиопеи, черная — с созвездием Ориона. Каждая из рас занимала один из существовавших тогда земных материков, имела свою цивилизацию и развивала свои традиции. Люди голубой расы жили в Антарктиде, свободной тогда от ледового панциря.
Представители желтой расы обитали в Пацифиде (не существующий сейчас материк в Тихом океане). Черная раса занимала материк Лемурию в Индийском океане (между Мадагаскаром и Цейлоном). Наконец, люди красной расы жили в Атлантиде (Атлантический океан). Арии, представители последней, белой расы, создали свою цивилизацию в Арктиде (материк, существовавший тогда в Северном, еще не Ледовитом океане). Северный полюс находился тогда на севере полуострова Лабрадор (территория современной Канады), так что в Арктиде был довольно умеренный климат, а на современной территории России были тропики. Умеренный климат был и в Антарктиде.
Помимо этих пяти континентов существовал еще и шестой, называемый Гондваной (в Авесте — Рахвати, что переводится как "возможное будущее"). На этом континенте в те времена люди не жили, считалось, что он должен проявиться в будущем. Там жили всевозможные чудовища, монстры, динозавры, полулюди-полуобезьяны и другая нечисть. Из Гондваны в дальнейшем образовались современные континенты: Евразия, Америка, Австралия, Африка.
Каждая из пяти древних рас Земли внесла свой вклад в общую культуру человечества. Так, голубая раса дала людям систему чисел, а также научный анализ. Желтая раса принесла учение о гармонизации времени и пространства, гадательные практики (мантику). Благодаря черной расе человечество узнало тантрические и многие магические практики. Красная раса дала нам учение о трансформации вещества, алхимию. Вклад в культуру человечества белой расы — учение о космическом законе, о противостояний света и тьмы и о победе света над тьмой, а также медицинские знания. То есть арии принесли на Землю морально-этический закон Космоса, положенный в основу устройства мира. Именно поэтому учение древних ариев с полным правом может считаться праматерью всех религий, как древних, исчезнувших к настоящему времени, так и дошедших до нас. И именно существование этого единого источника, от которого подпитывались все религии, объясняет наличие очень многих сходных черт у самых, казалось бы, разных учений, оформившихся в разные времена и в разных странах. Многие положения древнеарийского учения приписываются другим источникам, некоторые были забыты и переоткрыты в более поздние времена.
Около 26 тысяч лет назад из-за гигантской космической катастрофы, гибели планеты Фаэтон (в Авесте — Траэтаон), орбита которой находилась между орбитами Марса и Юпитера, произошел поворот земной оси, что сопровождалось глобальными изменениями климата Земли (об этом событии рассказывает и древнегреческий мир о Фаэтоне, сыне Солнца). При этом коренным образом преобразилось лицо планеты.-произошло затопление Арктиды, Атлантиды, Пацифиды и Лемурии, и поднятие огромных областей океанического дна, образовавших привычные нам континенты в их современных границах. Антарктида,
привычные нам континенты в их современных границах. Антарктида, единственный из сохранившихся упомянутых древних континентов, покрылась толстым слоем льда.
Эти геологические преобразования сопровождались большим переселением народов на сохранившиеся и появившиеся вновь части суши. С течением времени все пять рас расселились по новым материкам, сильно перемешались между собой, а также несколько изменили свой внешний вид из-за влияния природно-климатических условий. Однако и сейчас мы можем представив, себе некоторые черты их внешнего вида, так как многие современные народы сохранили признаки древних рас. Так, наиболее близки к голубой расе, названной так из-за пепельно-голубого оттенка кожи, жители древней Ассирии, Вавилона, Шумеры, а в наше время — евреи и арабы.
Наследниками желтой расы являются китайцы и родственные им народы (представители монголоидной расы по современной классификации). Наследники черной расы — чернокожие народы Африки (негроиды). Красная раса подверглась к нашему времени наибольшему изменению (изначально ее представители имели смуглую кожу, серые глаза и бронзовые волосы), но ближе всего к ней были жители Древнего Египта и североамериканские индейцы. Наконец, наследниками ариев (белой расы) являются народы от Европы до Индии (европеоиды), а особенно близки к ним славяне, немцы, прибалтийские и скандинавские народы.
Что произошло с ариями после затопления Арктиды (которую арии называли Хайрат)? Согласно преданиям многих индоевропейских народов, они переселились на современный материк Евразия. По горам, которые тянутся с севера на юг, они спустились к югу, когда на Земле был великий ледник. И на юге этих гор, у великой реки Даити, впадающей в большое соленое озеро Воурукарта, арии поселились и основали государство, которое они стали называть царством Хайрат. Упомянутые здесь горы — это Уральские горы (называвшиеся скифами и греками Рипейскими), река Даити — это река Урал, озеро Воурукарта — это Каспийское море, то есть это современная Россия! Именно на территории этого царства Хайрат во времена царя Виштаспа пришел пророк Заратуштра (или по-гречески Зороастр). Это произошло около 4 тысяч лет назад. Затем, в гораздо более поздние времена, арии расселились по всей Европе, часть их переселилась на юг (территория современных Ирана, Афганистана), другая часть дошла до Индии. Именно этим объясняется тот факт, что во многих древних персидских и индийских текстах говорится о прародине предков этих народов, лежащей далеко на севере.
В современной науке находится все больше подтверждений древним мифам и преданиям. Так, ряд астрофизиков, изучающих нашу солнечную систему, признают, что пояс астероидов, вращающийся между орбитами Марса и Юпитера, возможно, образован осколками распавшейся планеты.
Часть дна Северного Ледовитого океана, особенно в районе подводных хребтов Менделеева и Ломоносова, может быть затонувшим материком. Имеются также данные о глобальном изменении климата в далеком прошлом, о затоплении отдельных частей суши и о подъеме участков морского дна. Сравнительно недавно была сделана сенсационная находка старинной географической карты, на которой детально показан рельеф Антарктиды. Сейчас данные о нем ученые собирают с помощью самой современной зондирующей аппаратуры. Видимо, эта карта была составлена тогда, когда еще не было ледового панциря. Ученые-исследователи зороастризма, в частности Мэри Бойс, в "последнее время показали на основании анализа языка и содержания древнейших текстов, что корни учения надо искать на востоке Европы, в поволжских степях, в Предуралье.
Но все это были гипотезы, косвенные факты и доказательства истинности авестийских преданий. Нужно было прямое подтверждение, чтобы убедить скептиков. И оно было найдено. В 1987 году, на Урале, на границе Челябинской, Оренбургской областей, Башкирии и Казахстана была найдена древняя страна, включающая в себя целую систему городов. Вначале были найдены два концентрических кольца — вала на земле. Археологи урало-казахстанской экспедиции, которым сообщили о находке, нашли на этом месте древний город-обсерваторию, названный по близлежащему селению Аркаимом.
Структура Аркаима напоминает огромный гороскоп диаметром 160 метров с четко выраженными 12 знаками Зодиака и используемыми в лунной астрологии 28 лунными стоянками. В структуре Аркаима также заложен древний арийский "символ — свастика, символизирующая эволюцию Космоса и человека. Вокруг Аркаима были найдены также остатки около двадцати других городов, его ровесников, имеющих другое назначение.
В Аркаиме обнаружены кувшины, горшки, бронзовые, медные предметы, статуэтки тонкой работы, даже печи для плавки металла. Сейчас самые скромные подсчеты показывают, что его возраст не менее 5 тысяч лет (как и Стоунхенджа), то есть Аркаим старше египетских пирамид. Отдельные находки Аркаима датируются даже 12-м тысячелетием до н.э. Древняя сказка на наших глазах получает современное подтверждение. Уже сейчас ясно, что упомянутое в древних текстах государство Хайрат было на территории нашей страны. Именно здесь вновь пустило корни учение древних ариев. Здесь был его новый духовный подъем, когда в Предуралье (около Перми, в районе слияния двух больших рек — Камы и Чусовой) родился пророк Заратуштра, вернувший учение к изначальным истокам, восстановивший Закон, данный в глубочайшей древности, В дальнейшем нашествие кочевых народов с востока вызвало новое движение ариев на запад, в Европу, и на юг, в Малую Азию, а затем и на юг Азиатского материка. На юге их потомками и наследниками стали персы и ведийские арии Индии. Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбывается одно из предсказаний Заратуштры о том, что "учение вернется туда, откуда оно вышло".
Уже широко известно, что начинающаяся с 2003 года эпоха Водолея, принесет России, прародине современных наследников ариев, находящейся под знаком Водолея, возрождение и процветание; По древним преданиям, именно на территорию России придет на Землю новый Спаситель. Россия даст миру новый духовный свет и станет центром духовного возрождения всего человечества.
Итак, в древние времена арии принесли на Землю учение о едином космическом Законе, которое легло в основу всех позднейших религий. От этого учения как от огня подпитывались в свое время христианство, буддизм, иудаизм, ислам. Индийские Веды, во многом изменив духу учения, следуют его букве на многих своих страницах. Однако наиболее полно традиции ариев сохранились в зороастризме.
Священной книгой зороастризма является Авеста (дословный перевод: первая весть, первовестье — родственное русским словам "весть", "совесть"), признаваемая сейчас древнейшей книгой человечества. Тексты Авесты, сохранившие древнеарийское учение, были принесены на Землю в незапамятные времена и долго передавались из уст в уста хранителями священных знаний. Впервые эти тексты были записаны в Персии, где зороастризм был в то время государственной религией, на древнеперсидском языке в V1I-VI веках до н.э. золотыми чернилами на воловьих шкурах. Согласно легенде, 12 тысяч воловьих шкур с подлинником Авесты были сожжены Александром Македонским после завоевания им Персии в IV веке до н.э. Первый список Авесты был полностью утрачен.
Почти через тысячу лет после этого учение Авесты было записано в Персии на" пехлевийском языке в поздние времена царской династии Сасанйдов. После завоевания Персии в VII в н.э. арабами-мусульманами зороастрийцы, не принявшие религии завоевателей, подвергались многолетним жестоким гонениям, были вынуждены уйти в подполье или покинуть страну. При этом уничтожались их священные тексты. В результате только несколько немногочисленных зороастрийских общин сохранилось до наших дней в Индии (это парсы — полумиллионная очень богатая колония в окрестностях Бомбея), в Иране, Ираке, Азербайджане, а также общины в Англии, США, Канаде, Германии и ряде других стран.
Все эти события привели к тому, что в настоящее время известно довольно мало подлинных авестийских текстов. Сейчас в Авесту входит 21 книга, из которых только 5 имеются в письменном виде, остальные передаются изустно.
Вот краткое описание семи книг:
1) Яшт — одна из самых почитаемых, содержит изложение всех богослужений Амеша-Спентам (архангелам) и Изедам (ангелам).
2) Ясна — дает понимание сути Учения и ритуала. Она примыкает к "Гатам" — проповедям Заратуштры.
3) Видевдат — хранит завет о борьбе против дайвов (демонов).
18 Арийские корни
Татам" — проповедям Заратуштры.
3) Видевдат — хранит завет о борьбе против дайвов (демонов).
4) Висперед — моральный кодекс зороастризма.
5} Дамдат — связана с наукой, исследованиями, временем, пророчествами. Сюда относятся "Бундахишн" и "Датспарам".
6) Зирочак — дошла в виде описания 30-дневного календаря, Изедов и молитв, с ними связанных.
7) Афринаган — описывает особые богослужения, проповеди, связанные с Благим Словом.
Дошедшие до нас тексты дают представление о зороастрийском Учении, но следует помнить, что они — лишь верхушка айсберга Авесты.
Зороастризм, как и другие развитые религии имеет два направления: экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее). Экзотерическое включает в себя свод бытовых правил, мирские обряды, морально-этические принципы, систему мифов, то есть то, что должны знать все последователи религии. Чрезвычайно развитое эзотерическое направление, зерванизм, до последнего времени было известно только немногочисленным посвященным. Учение о Зерване, непознаваемом Абсолюте Абсолютов, восходит к пророку Заратуштре и его ученикам, а корни этого учения уходят в те далекие времена, когда предки ариев пришли на Землю. Надо отметить, что Заратуштра не был основателем религии, как* утверждают некоторые современные последователи зороастризма. Он только вернул учение к изначальным истокам, добавив в огромный свод Авесты несколько ключевых книг. Сам Заратуштра воспринимал себя именно как восстановителя и очистителя Закона, данного в глубочайшей древности. Так же, то есть как восстановитель изначального Закона, воспринимается зороастрийцами Иисус Христос, что подтверждается его словами: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Матф. 5, 17).
Заратуштра: жизнь, учение, Гаты
Как было сказано, Заратуштра пришел около четырех тысяч лет тому назад, во времена царства Хайрат в предуралье, при царе Виштаспе. В официальной науке до сих пор нет единого представления как о времени, так и о месте деятельности пророка. Однако все ученые едины в том, что Заратуштра ~ это реальное историческое лицо, сыгравшее колоссальную роль в духовном развитии человечества. Такая уверенность существует благодаря Гатам, 17-ти великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены к Богу. Эти изречения, произносившиеся на староавестийском языке (близком к языку Ригвёды), передавались последователями изустно из поколения в поколение и были записаны лишь при Сасанидах, правителях третьей иранской империи.
Тогда уже говорили на среднеперсидском языке пехлеви. Сочинения на пехлеви содержат бесценные пояснения для понимания Гат.
По-древнеирански Заратуштра означает буквально "Староверблюдый" (т.е. Обладающий старыми верблюдами"). Это было своего рода защитное, охранительное имя, предназначенное для того, чтобы отвлечь от новорожденного враждебные силы. Полное его имя — Заратуштра Спитама — из рода Спитама. В Гатах Заратуштра упоминает следующих людей из числа его сторонников и родственников: Кави Виштаспа, его царственный покровитель, Фрашаоштра Хвогува и Джамаспа Хвогува, два благородных брата при дворе Виштаспы, Майдьейманха Спитама, двоюродный брат Заратуштры, который был первым обращенным в веру, клан Хаэчатаспа Спитамов, родственников пророка, Заратуштри Спитама, сын пророка и самая младшая его дочь Поуручиста Хаэчатаспана Спитами.
О жизни Заратуштры известно в основном из пехлевийских источников — Зардуштнаме, Дат-спарам, Денкард и других. Их данные иногда противоречивы, но дают представление об основных этапах жизни пророка. Также многое поясняют сложенные им самим Гаты. Современные зороастрийцы так излагают историю жизни Заратуштры (Фарамроз Рустомджи. «Жизнь Заратуштры» (в основе)):
Мамой Заратуштры была Дугдова, милая юная девушка. Его папой был Поурушасп. Прежде чем Дугдова вышла замуж за Поурушаспа, она жила у своего отца. Однажды ее лиио стало сиять. Люди, которые видели ее, были очень испуганы и хотели убить ее, потому что не понимали этого. Тогда отец Дугдовы, Фрахимурва, далеко ее отослал, в дом своего друга Пайтараспа. Там Дугдова встретила Поурушаспа, сына Пайтараспа. Вскоре Поурушасп женился на Дугдове. В один счастливый день родился их сын. Заратуштра было его имя! Когда Заратуштра родился, он не кричал, как все младенцы, а радостно смеялся! Он смеялся, потому что знал, что был особым солдатом Мазды. Вся Природа радовалась его рождению. Но плохие люди были очень несчастливы. Они знали, что Заратуштра пришел чтобы разрушить их. Ахура Мазда послал его бороться со всеми плохими людьми и помогать хорошим.
Туда, где спал Заратуштра, пришел Дурасароб, большой плохой человек, который ненавидел Заратуштру. Он поднял руку, чтобы ударить ребенка кинжалом, но вдруг почувствовал, что не может сдвинуть руку. Ахура Мазда парализовал его, и он не мог и двинуться. Плохие люди попытались другими способами убить Заратуштру. Они выкрали его из дома и положили на узком проходе, где обычно проходили коровы — они хотели, чтобы Заратуштра был растоптан коровами. Когда коровы приблизились, одна большая корова подошла и стала над Заратуштрой, закрыв его от других коров. Так Заратуштра был спасен, Мазда защищал
его!
Тогда злые люди положили Заратуштру перед бегущими лошадьми. Но первая лошадь подошла и стала над Заратуштрой. Злые люди положили его в лесу, где обитала стая волков. Но волки потеряли аппетит и не сдвинулись с места, чтобы съесть Заратуштру. Через много дней Заратуштра был найден его родителями. Он был вскормлен двумя козами, поэтому не умер от голода.
Плохие люди становились совсем спятившими. Теперь они взяли Заратуштру и бросили его в огонь... Но Ахура Мазда спас Заратуштру снова. Огонь превратился в постель из нежных роз! Мать Заратуштры нашла его счастливо лежащим среди роз. Плохие люди попытались еще один последний раз. Они подождали, когда Заратуштра заболеет однажды и сказали врачу дать ему яд. Врач принес Заратуштре чашку яда. Заратуштра был еще ребенком, но с помощью Мазды он знал об этом. Он схватил чашку яда и выбросил ее. Замыслы злых людей снова провалились.
Потом Заратуштра стал расти. Когда ему было семь, он стал учиться.
Его учителем был Борзин Курус. Когда Заратуштре было 15, его отец подозвал его к себе однажды и попросил выбрать себе то, что он захочет. Заратуштра сказал отцу: "Дорогой отец, все, чего я хочу — твой священный кусти!" Отец Заратуштры был удивлен. Он спросил его: Сын мой, почему из всей моей собственности ты выбираешь кусти? Заратуштра ответил: "Когда я одеваю твой кусти, я чувствую такую силу, такое счастье, такую уверенность в поражении сил зла!"
В возрасте 15 лет Заратуштра покинул свой дом. Заратуштра хотел узнать истину от Бога. Вначале он пошел к горе Ушидарен и остановился там. Затем он отправился в путешествие. Однажды Заратуштра оказался перед рекой Абахи. Ему нужно было перейти ее, но не было ни моста, ни лодок. Заратуштра обратился к Ахура Мазде с молитвой о помощи и пошел по воде как по мосту.
Вскоре Заратуштра подошел к другой реке, Даити. Он помолился Ахура Мазде и пошел по ней. Сначала вода достигла его лодыжек, потом коленей, затем талии и остановилась, дойдя до шеи. Когда Заратуштра достиг другого берега, его тело сияло как золото. Заратуштра понял — это означало, что религия Ахура Мазда будет проповедана миру четыре раза. Один раз ее будет проповедовать Заратуштра, второй раз — Хошедар, третий раз — Хошедар-Мах, и четвертый раз — Саошиант.
Заратуштра увидел сияющего Boxy Мана (Благая мысль, один из Амеша Спента, посланник Бога) перед собой. Boxy Мана спросил его.-"Чего ты хочешь, о святой Заратуштра?"
Заратуштра ответил: - Я желаю найти Ахура Мазду и увидеть его!" Boxy Мана сказал: "Закрой глаза, о святой Заратуштра!" Когда Заратуштра закрыл глаза, он увидел свет повсюду. Он находился в Доме Света, где пребывает Мазда! Господь Ахура Мазда был перед ним! Заратуштра спросил Ахура Мазду: "О Ахура Мазда, каких людей ты любишь?" Ахура Мазда молвил: "Я люблю праведных людей." Заратуштра спросил: "О Ахура Мазда, кого ты считаешь праведным?" Ахура Мазда молвил: 'Того, кто говорит правду; Того, чье милосердие делает других счастливыми; Того, кто заботится об огне и воде; Того, кто заботится о животных, — с уважением и почтением; Того, кто поступает как их защитник, — такого человека я считаю праведным." У Заратуштры был долгий разговор с Ахура Маздой. Этот разговор он позднее поведал людям в Гатах. Гаты — самые священные книги нашей религии. Затем Заратуштра увидел пылающую гору. Заратуштра прошел сквозь нее невредимым. Мазда был доволен Заратуштрой, и сказал ему идти и проповедовать миру. Заратуштра сказал: "Я сделаю это, но дай мне символ. Дай мне символ для напоминания людям о тебе!" Ахура Мазда молвил Заратуштре: "Огонь есть совершенный символ меня. Я, Ахура Мазда —- есть сам Свет! Я пребываю в Доме Света. Каждый сияющий объект во Вселенной скажет человеку, что Ахура Мазда пребывает в Доме Света! Огонь возвещает мою славу, поэтому поклоняйтесь ему!" Затем Ахура Мазда научил Заратуштру молитве Ятха Аху Ваирьо.
Ятха Аху Ваирьо (Ахунвар) — наша самая древняя и могущественная молитва. Ее создал сам Ахура Мазда и произнес до появления мира. С помошью Ятха Аху Ваирьо он сотворил Вселенную. Ахура Мазда научил этой молитве Заратуштру, а Заратуштра затем научил ей всех остальных. Вы должны всегда ежедневно произносить Ятха Аху Ваирьо.
После этого Заратуштра пошел учить людей Авесте. Авеста есть слово Ахура Мазды. Он стал учить людей тому, что сказал ему Ахура Мазда. Его первым учеником и последователем был его двоюродный брат Майдьейманх.
В те времена жил могущественный царь Виштаспа. Однажды ночью ему приснился сон. Ему снилось, что он сидит у себя во дворе, как вдруг крыша разрывается на куски. С небес спускается Святой Заратуштра. Он дает Виштаспе растение. На каждом листе растения было написано: "Виштаспа — прими благую Лаэну (т.е. религию)! Даэну (религию), которую дает тебе Заратуштра!" Заратуштра держал в руке огненный шар. Это был священный огонь, называемый Борзин Мехр.
Это был огонь, к которому можно прикасаться и держать в руке не обжигаясь, а также вода и земля не могут погасить его! Заратуштра дал этот огонь царю Виштаспе. Затем он дал царю Авесту, в которой слова Бога. На этом сон Виштаспы закончился.
Царь стал ждать прихода Заратуштры. И вот однажды Заратуштра пришел к его двору. Царь Виштаспа сидел со своими придворными. Царь узнал Заратуштру, как человека из его сна. Он был удивлен, увидев Заратуштру. Он попросил его сесть рядом с ним. Придворные царя стали задавать Заратуштре много вопросов. Заратуштра ответил на все вопросы. Царь был очень доволен. Ему нравился облик Заратуштры, который был сияющим. Заратуштре задавали вопросы много религиозных учителей в течение трех полных дней! Заратуштра ответил на все их вопросы. Он даже сказал им то, чего они не знали! Царь Виштаспа был очень доволен Заратуштрой. Он дал ему дом рядом с царским дворцом. А придворные очень завидовали Заратуштре.
Заратуштра сказал царю Виштаспе: "Ахура Мазда послал меня к тебе, О добрый царь! Я должен дать тебе послание Ахура Мазды." Заратуштра вручил царю Авесту. Заратуштра сказал: "Ахура Мазда приказал мне учить всех ариев его священным словам, которые содержатся в Авесте." Царь сказал Заратуштре: "О Заратуштра, сначала покажи мне чудо!" Заратуштра ответил: "О добрый царь! Ты просишь о чуде! Но Авеста есть самое великое чудо в мире! Ибо если ты хорошо поймешь Авесту и будешь жить по ней, зло в мире полностью исчезнет однажды. Авеста содержит тайное знание о жизни в этом мире, и о жизни после смерти. Это знание никогда прежде не было дано человеку!" Царь Виштаспа сказал Заратуштре: "О дорогой Заратуштра, объясняй мне Авесту каждый день! Приходи ко мне для этого каждое утро!"
Видя это, придворные очень завидовали. Они придумали злой план. Они решили, что скажут царю, что Заратуштра — черный маг. Черные маги используют кости, волосы и мертвые тела животных. Придворные пришли к дому Заратуштры и заставили смотрителя его дома открыть им дверь. Они положили под кровать Заратуштры кости, волосы и мертвые тела животных, затем закрыли дверь и сказали смотрителю: "Держи рот на замке, иначе..." Когда придворные пришли ко двору, Заратуштра сидел рядом с царем. Придворные сказали царю: "О царь Виштаспа! Заратуштра — не пророк Бога! Заратуштра — черный маг!" Царь Виштаспа был потрясен: "О придворные! Что вы говорите? Как вы можете называть Заратуштру колдуном?" — "О царь! Заратуштра совершает черную магию ночью в своем доме. Если не веришь нам. можешь обыскать его дом. О царь, будь осторожен... сначала узнай кто Заратуштра на самом деле!"
Царь приказал своим воинам: "Идите, обыщите дом Заратуштры. Принесите мне все, что найдете в доме!" Когда воины вернулись, они принесли колдовские веши. Царь Виштаспа пришел в ужас. Он закричал на Заратуштру: "О скверный Заратуштра, ты — злой колдун! Эти веши, найденные в твоем доме, доказывают это! Ты не от Бога... ты одурачил меня!"
?
Заратуштра сказал очень спокойно: "О царь, это не принадлежит мне. Кто-то положил эти веши в мою комнату. Я люблю Бога и ненавижу подобные грязные веши." Царь позвал смотрителя дома Заратуштры и спросил его: "Когда ты последний раз впускал в дом Заратуштры?" Смотритель ответил: "О господин, после того как Заратуштра покинул дом, я не позволил даже ветру войти!" Это была полная ложь. Но царь поверил лжи! Теперь царь был убежден, что Заратуштра — колдун.
Он очень разгневался на Заратуштру и сказал: "О злой человек! Ты должен быть, повешен и убит! Эти грязные веши принадлежат только тебе!" Царь Виштаспа отбросил от себя священную Авесту. Он приказал воинам бросить Заратуштру в заточение. Царь хотел, чтобы Заратуштра умер от голода; ему давали только одну буханку хлеба и только один кубок воды — раз в пять дней! Святой Заратуштра веровал в Бога! Он не ел ничего вообще! Все дни и ночи он обращался с молитвой к Богу. Так он провел 7 дней в заточении.
Царь Виштаспа имел черную лошадь. Имя лошади было Аспишья или Аспи. Царь очень сильно любил лошадь Аспи. Аспи была очень красива и сильна. Когда бы царь ни ехал на войну, он ехал на Аспи, и сражался с врагами верхом на Аспи. Лошадь Аспи славилась по всей стране. Но наутро после заточения Заратуштры с ней случилась беда. Конюх Аспи нашел ее на полу. Ее четыре ноги воткнулись внутрь тела! Конюх побежал к царю и сказал об этом. Царь был совершенно удручен. Он не мог в это поверить! Он созвал всех лекарей своего царства! Все лекари один за одним пытались вылечить Аспи, но никто не мог сделать ничего! Царь стал очень печальным, не мог даже принимать пищу.
Однажды, вскоре после этого, утром, Заратуштра, находясь в темнице, молился Богу- Неожиданно он встал, подошел к решетке и сильным голосом сказал: "О воин, охраняющий темницу, иди к царю и успокой его! Скажи ему, что сострадание Бога безгранично! Скажи ему, что его лошадь может быть излечена божьей властью!" Воин удивился этим словам. Он взглянул на Заратуштру с ужасом! Заратуштра сиял как Солнце в темной тюрьме! Воин побежал к царю Виштаспе и передал ему то, что сказал Заратуштра. Царь сразу вспомнил как он поступил с Заратуштрой. А Заратуштра не имел обиды и был готов помочь ему!
Виштаспа, со слезами на глазах, приказал воину привести Заратуштру к нему. Заратуштра пришел к царю. Его светящийся вид вызвал изумление Виштаспы. Царь подумал: "Воистину этот человек святой! Ибо он страдал так много... и все же выглядит таким спокойным и счастливым!"
Заратуштра благословил его: "О великий царь! Да уверуешь ты в Бога! Имей веру в Бога, чья милость безгранична!" Виштаспа попросил Заратуштру сесть рядом с ним и рассказал ему, что случилось с его лошадью Аспи. Он сказал: "О Заратуштра! Настало время испытать тебя! Если ты действительно хочешь, чтобы я поверил в тебя, то излечи мою лошадь, мою любимую Аспи! Если действительно Бог всемогущ, то яви мне его власть! Ибо я стал сомневаться в существовании Бога!"
Заратуштра сказал царю мягко: "О царь! Выбрось это сомнение из своего разума! Бог существует, и является могущественнейшим царем царей. Он сотворил эту Землю, это Небо, те Звезды и даже тебя! Его власть необъятна, одним дыханием он может двигать горы. Он может высушить моря, он может погасить Солнце! Власть Бога может излечить твою лошадь!"
Но только тогда, когда ты убежден в нем и убежден в том, что я — от Него, и соглашаешься выполнить четыре условия, только тогда четыре ноги Аспишья выйдут наружу!
Царь ответил Заратуштре: "Заратуштра! Не только четыре, но двадцать условий я выполню! Я повинуюсь всему, что ты скажешь! Умоляю, назови условия, какие хочешь!"
Заратуштра сказал царю: "Принеси Аспишья ко двору." Царь приказал и воины принесли Аспи и положили в середине двора.
Заратуштра посмотрел с любовью в глаза Аспи. Затем повернулся к царю и сказал: "Первое условие в том, что ты уверуешь всем своим умом и сердцем в то, что я приношу тебе Слово божье! Того Бога, который создал тебя, царя! Но если ты усомнишься в этом хоть на мгновение, то Аспишья не будет излечена Богом!"
Когда царь услышал эти слова Заратуштры, он был глубоко тронут, он чувствовал раскаяние от того, как он поступил с Заратуштрой. Теперь он был убежден, что Заратуштра сможет сделать то, чего не сможет никто другой. В присутствии всего двора, царь Виштаспа сказал - "Я принимаю тебя как посланника Бога, О Заратуштра! Я верую во власть божию! Я распространю твою религию во всем Ариана Вэдже! В этом, о святой человек, меня не постигнет неуспех!" В это время Заратуштра молился Богу в своем уме: "Господи! Ты всегда торжествуешь! Яви свою власть всем здесь!"
И чудо произошло: правая передняя нога Аспи вышла из тела! Все были охвачены благоговейным страхом.
Царь сказал, со слезами на глазах: "Хвала тебе, О святой человек! Ибо ты делаешь то, что никто другой не может сделать! Воистину ты от Бога!"
Заратуштра сказал царю Виштаспе: "О царь! Позови своего сына Асфандияра! Асфандияра, который известен всему миру своей храбростью!" Когда Асфандияр прибыл ко двору, Заратуштра сказал ему: "Храбрый Асфандияр! Ты должен принять мою Религию! Благую Религию (Даэну) от Бога, и распространить знание религии Бога орган всех мужчин и женщин в стране ариев! Ты должен сражаться со Злом, если потребуется — и с оружием в руках, твоими сияющими мечом и копьем!"
Асфандияр положил свою руку на ладонь Заратуштры, и обешал ему: "Великий пророк! Моя рука, тело и язык будут посвяшены служению религии Бога!" Заратуштра благословил Асфандияра, говоря: "Милостью божией, тело твое станет подобным железу. Божьей властью, твоя плоть никогда не будет ранена мечом, копьем или кинжалом! Люди будут называть тебя Рохинтон (Тело из железа). Используя это железное тело, ты распространишь мою религию далеко и широко!" Асфандияр поклонился Заратуштре. И снова произошло чудо: вторая нога лошади вышла наружу! Заратуштра тогда обратился к царю: "О царь! Позволь мне говорить с твоей царицей!" Заратуштра сказал ей: "О славящаяся среди женщин! Бог одарил тебя мудрым и благородным мужем Виштаспой и храбрым сыном Асфандияром. Я, как посланник Бога, направлен Богом учить народ арийской земли единой истинной религии Бога - которой является маздаяснийская зороастрийская религия, а также одному и единственному Пути Праведности (Аша). Прошу, удали из своего ума все предыдущие ложные верования и прими своим сердцем и умом Благую религию Бога! Ты должна распространить знание о ней среди всех женщин этой земли!"
Царица ответила: "О святой Заратуштра! Я принимаю твою ^ благородную религию! Я распространю эту истинную религию среди » женщин!" Заратуштра благословил царицу и опять произошло чудо: третья » нога лошади Аспи вышла наружу!
Теперь Заратуштра сказал царю последнее условие: "О царь! Пошли за смотрителем моего дома и попроси его отвечать правдиво — входил ли кто в дом после моего ухода! Если он скажет правду, четвертая нога лошади Аспи будет исцелена. Если же он не скажет правду, то лошадь останется трехногой!" Царь закричал воинам: приведите смотрителя немедленно! Воины привели дрожащего смотрителя.
Царь сказал сурово: "Говори мне правду! Если нет, ты будешь Q жестоко наказан. Если скажешь правду, я помилую тебя!"
Смотритель упал на колени и с поднятыми руками вскричал: "О великий царь! Помилуй меня! Твои придворные виновны! Это они положили те вещи в комнату Заратуштры. Я боялся их, поэтому молчал! Но теперь они не смогут причинить мне вреда, поэтому я разоблачаю их! Они виновны!"
Царь повернулся к своим придворным. Его лицо было неистовым. "Негодяи! — закричал он, — Как вы могли сделать это! Как вы могли солгать вашему царю! Вы заслуживаете смерти! Воины, отведите их в тюрьму и предайте смерти!" Но Заратуштра сказал: "Нет, царь Виштаспа! На зло нельзя отвечать злом! Бог исполнен милости, таким же должен быть и ты! Как кто посеет, так он и пожнет! За добро получишь добро, а за плохое всегда придет плохое! Возмездие будет невидимо следовать за всяким злодеянием!" Царь, слушая Заратуштру, сказал злым придворным: "Слушайте этого святого человека, вы, полные зла! Сегодня вы обязаны ему своими жизнями, хотя не желали ему ничего кроме вреда! Получите урок от Заратуштры, который ни кого не считает своим врагом! Придворные опустили головы от стыда!" Царь сказал воинам: "Уберите их с глаз долой, из моей страны и смотрите, чтоб они не вернулись!" Четвертая нога лошади Аспи немедленно выправилась. Лошадь вскочила на ноги и стала скакать по двору! Все были потрясены!
Царь и его доблестные люди встали и сказали: "Бог великий! Его пророк Заратуштра - великий!" Царь сказал Заратуштре: "О Заратуштра. прости меня за то, как я поступил с тобой!" Заратуштра ответил: "О царь! Я простил тебя с того дня, как пришел в тюрьму. Потому что я знал, что однажды твой Лучший разум победит и ты уничтожишь сомнение и невежество в себе!"
Теперь слава Заратуштры распространилась далеко и широко. Заратуштра стал известен в отдаленнейших частях света.
То, чему учил Заратуштра, стало принципами, на которых были основаны все позднейшие религии мира!
Заратуштра учил, что человек должен быть Чистым. Он должен жить в чистоте как ума, так и тела!
Заратуштра говорил, что Ахура Мазда — это правящая всем Мудрость и творец Вселенной! Заратуштра называл Ахура Мазду "не имеющим равных" (или Адуи). Ахура Мазда имеет семь великих качеств:
Он исполнен Святого Духа (Спента Манью).
Он исполнен Благой Мысли (Boxy Мано).
Он исполнен Лучшей Праведности (Аша Вахишта).
Он исполнен Великой Власти (Кшатра Варья).
Он исполнен Любви ко всему творению (Спента Армаити).
Он исполнен Совершенства (Хаурватат).
Он Бессмертен (Амертат).
Эти качества будут существовать столько, сколько существует Бог — то есть вечно. Поэтому Заратуштра назвал их Амеша Спента (Святые бессмертные).
Заратуштра говорил, что Бог населил природу свяшенными силами, которые называются Изеды (или Язата — те, кому поклоняются). Святой Дух Бога — это Спента Манью. Спента Манью следит и зашишает весь
мир.
Заратуштра говорил, что дух человека добрый по своей природе. Но временами он может становиться плохим из-за человеческой слабости! И тогда человек совершает поступки зла.
Злой дух Заратуштра называл Ангра Маинью.
Добрый дух он называл Спаньяо Маинью.
Заратуштра говорил, что однажды человек полностью победит свою слабость и устранит аспект зла в своем духе! В этот день зла не станет. Абсолютное блаженство и счастье настанет повсюду! Этот прекрасный день Заратуштра называл Фрашо-керети, что означает "делание чистоты и чуда". В этот день Бог поразит саму смерть! И все умершие будут жить снова! Бог вернет им их Тела! Это великое событие называется Ристахиз, что значит Воскрешение!
Заратуштра был первым человеком, который открыл эти вещи! Таким могучим и несравнимым был дух Святого Заратуштры! Заратуштра был истинным учителем Ирана! Царь Виштаспа дал Заратуштре всю свою любовь и доверие. Однажды вскоре Заратуштра молился Ахура Мазде с освященным хлебом (Дарун), Молоком, Цветами, Гранатом и соком растения Хаомы. Виштаспа был попрошен выпить сок Хаомы. Он впал в транс, в котором оставался три дня. В этом состоянии Виштаспа получил огромный опыт! Его душа путешествовала к духовным сферам. Великолепие духовного мира, которое он увидел, произвело на Виштаспу глубокое впечатление.
Виштаспа имел другого сына, которого звали Пешотан.
Заратуштра дал ему молоко, с которым он молился. Выпив молоко, Пешотан стал бессмертным! Божьей властью для него стало возможным не умирать! Все во власти Бога! И Пешотан живет до сих пор! Он живет скрыто в горах Ирана, вне мира современного человека! Пешотан выйдет, когда настанет время Конца мира и состоится Фрашокерети!
Виштаспа имел мудрого, ученого и благочестивого первого министра Джамаспа. Заратуштра дал ему цветы, с которыми он молился и сказал ему вдохнуть их запаха. Божественный аромат цветов достиг ума Джамаспы! Божьей властью, Джамасп стал способен видеть Прошлое и Будущее! Они стали ясны ему как божий день! Джамасп стал провидцем! Позже он написал книгу, названную "Джамаспи". В этой книге он предсказал многие веши о сегодняшнем мире. Он описал самолет и электрическую лампочку тысячи лет назад! Все это было от божьей силы.
Асфандияру, царскому сыну, Заратуштра дал освященный фанат, с которым он молился. И тело Асфандияра стало как железо. Самое разрушительное оружие в мире не в силах разрушить его!
А Виштаспа поведал Заратуштре о том, что он видел будучи в трансе, когда его душа путешествовала к божественным планам. Виштаспа стал истинным последователем Бога! Всем своим сердцем он сказал: "О Всемогущий Бог! Ты есть единый истинный царь над всеми физическими и духовными сферами! Будь направляющим моей души в этой жизни и после!"
Теперь Заратуштра объяснил ему мистические части Авесты. В итоге все злодеи были разоблачены и разгромлены в их злодеяниях. Виштаспа стал великим праведным царем!
Много лет прошло...
Религия Заратуштры распространилась во всем Иране и многих других странах!
Однажды на рассвете, когда Виштаспа сидел на троне, а Заратуштра находился рядом, к царю примчался привратник дворца. Он выглядел взволнованным и испуганным! Царь спросил его: "В чем дело?" Привратник задыхаясь рассказал: "О царь! Четыре всадника неожиданно подступили к воротам! Они вооружены ослепительно блестящим оружием! Я никогда не видел таких сияющих и величественных воинов! Они переполнили меня ужасом и благоговением!"
Царь посмотрел на Заратуштру. Заратуштра улыбнулся и кивнул. Царь сказал: "Введи их!" Четыре всадника в лучащихся одеяниях подошли к царю. Они сияли так ярко, что царь должен был прикрыть глаза! Царь воскликнул: "О божественные люди! Кто вы?" Первый всадник сказал: "Я — Boxy Мано (Благая мысль)!" Второй всадник сказал: "Я — Аша Вахишта (Праведный Закон и порядок)!" Третий всадник сказал: "Я — Хаурватат (Совершенствование и Совершенство)!" Четвертый всадник сказал: " Я — Атар Гушасп (Священный огонь Бога)! Я есть постоянно пребывающий в человеке Огонь Бога!"
Виштаспа пал на колени перед ними. Четыре всадника сказали.- "Мы — ангелы Ахура Мазды! Мы пришли по приказу Бога! Помни, О Виштаспа, что Бог послал Заратуштру как своего божественного вестника! И всем людям Ирана назначено следовать словам Заратуштры! Потому береги его и храни от ущерба! Прими его религию целиком, следуй его этическим правилам, и пей глубоко от вод Знания!"
Виштаспа упал в обморок от сияния четырех всадников! Когда он пришел в себя, он вскричал: "О всемогущий благодетель, Ахура Мазда! Я — наипокорнейший из всех твоих слуг, буду выполнять твои приказы сколько буду жить!"
Когда эти слова были произнесены, четыре всадника исчезли. Так Амеша Спента и Огонь Бога были узреты Праведным и Благородным Виштаспой!
Царь Виштаспа приказал построить храмы Огня в своем царстве! Священники были обучены пониманию Авесты. Эти обученные священники хранили Атар (Огонь). Они известны как Атхарваны.
Виштаспа, после принятия религии Заратуштры, провел 57 лет на Земле, распространяя религию. Религия была распространена среди мужчин и женщин во всей стране Ариев! Виштаспа слал своих доверенных людей во все провинции. Он слал своего брата Зарира, своего сына Асфандияра, своего первого министра Джамаспа и своего друга Фрашотара. Вера Заратуштры была установлена в Иране.
Многие f образованные люди и ученые приходили встретитьея с Заратуштрой. Эти ученые были потрясены Силой и Святостью Личности пророка Заратуштры! Учение Заратуштры стало теперь понятным во всем Иране. Люди возводили храмы Огня даже в самых отдаленных провинциях, чтобы распространять Святое Пламя! Таким был Триумф Великой Зороастрийской Религии. Много лет прошло...
И Заратуштра дал свое Последнее Послание человечеству. Его слова мудрости выдержали разрушительное действие времени. Эти слова имеют величайшее значение для Всех людей!
Стоя перед священным Огнем, Заратуштра провозгласил свое волнующее послание:
Ахура Мазда (Бог) — есть Господь и Владыка Мира. Он, Всемудрый — есть Творец Вселенной. Посредством его закрепленных неизменных Законов Вселенная достигнет своей основной Цели. Небесный свод над нами, небо, что окружает нас, сверкающие звезды, что излучают свой свет над нами — это творения Всемогущего Господа Мазды! О мощный царь и все люди!
Если будете жить в мире и дружбе со всем божественным творением, то обретете дом на Небе (где пребывает Бог).
Силы зла всегда являются, чтобы расстраивать добродетели Благой Мысли. Потому наказываю вам, сопротивляйтесь силам, которые превращают человеческую жизнь в ад! От вас и только от вас самих зависит ваше будущее счастье! Вы пожнете плоды только того, что посеяли! Если вы действуете, мыслите и говорите с праведностью (Ашои), то обретете счастье в доме Бога (Гародеман)! Но если поступаете, думаете и говорите Зло, то будете страдать, когда не сможете войти в дом Бога!
Затем Заратуштра обратился к Атхарванам (священникам огня). Помните хорошо откровения Бога, которые я поведал вам. Эти Откровения не были даны никому до этого! Они есть Агусто Вачао (Тайные Слова) Бога! Авеста содержит Откровения Бога стране Ариев. В Авесте — тайное знание о Сотворении Вселенной от самого начала до Конца жизни и времени Последнего Воскрешения!
Никогда ранее не существовало чистой системы Религии, настолько насыщенной объяснением Жизни, Бога и Вселенной, ставшей известной мужчинам и женщинам повсюду в мире!
Ахура Мазда сделал ее самой славной в мире сегодня!
Я поручаю всем вам и вашим потомкам сохранять мою религию — во времена мира, и во времена войны, во времена изобилия, и во времена нужды. Не дайте умереть древнему Пламени, которое я зажег!
Настанет день, когда Древняя Арийская Религия достигнет вершины своей славы! Он настанет тогда, когда каждый будет совершенствовать себя, следуя учению и правилам этой религии. И весь мир скажет с гордостью: "Я — последователь Бога, и Я отвергаю все зло! Это будет окончательный триумф Добра над злом! В этот день я вернусь к вам!"
- Таким было последнее послание Заратуштры своим последователям. Святой Заратуштра уже достиг возраста 77 лет и 40 дней. Это был 67-й год правления царя Виштаспы. Царь Виштаспа в это время отсутствовал в своей стране, с тех пор, как туранцы, враги Ирана, вели войну против него.
В тот роковой день Заратуштра молился в храме Огня. Вдруг вошел туранский воин-головорез! Он силой проник в священный храм. Его имя было Тур Баратур Окаянный! Он знал, что Заратуштра молился внутри! Он медленно подошел к Заратуштре сзади и... вонзил кинжал ему в спину! На последнем дыхании Заратуштра сказал: "Я люблю единственного Бога Ахура Мазду! Да будут все усилия зла напрасны!" Сказав так, Заратуштра бросил над убийцей связку четок, с которыми он молился. Сила его молитв была так велика, что туранский головорез Тур Баратур умер на месте! Он упал замертво под ногами Заратуштры. Заратуштра повернулся к священному Огню и поклонился ему в последний раз! Затем пророк пророков покинул свое земное тело... и отправился туда, где Ахура Мазда. Его Миссия.на Земле закончилась. Он выполнил то, за чем Бог послал его.
Он показал введенному в заблуждение человечеству единственный истинный Путь — Путь Праведности! Путь, на котором человек может совершенствовать себя и мир, живя просто, чисто и в гармонии с природой и ее законами экологии и чистоты. Человек, развивая высшие качества в себе, становится более совершенным и благородным существом, чем то, которым он был рожден. В этом — послание Заратуштры, Первого Пророка.
Итак, на основании этого рассказа о жизни Заратуштры и других источников, можно составить следующую краткую хронологию жизни пророка:
Около 2 тысяч лет до н.э. родился — засмеялся.
В 7 лет — стал учиться священству.
15 — взял кусти своего отца, стал священнослужителем, покинул свой дом в поисках Истины.
30 — получил Откровение.
От 30 до 40 — имел 7 бесед с Ахура Маздой и 6 с Амеша Спента.
40 — обратил в веру первого ученика (двоюродного брата Маидьеманха).
42 — обратил в веру Кави Виштаспу.
77 лет и 40 дней — погиб от удара кинжалом в спину, когда молился в храме Огня.
Именно идея о "семи божествах" Амеша Спента (Бессмертные Святые) и стала главным новшеством учения Заратуштры, хотя их основой были старые представления о происхождении мира. Сначала, как говорил Заратуштра, Ахура Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спента Манью) шесть более низких божеств, тех самых "излучающих свет существ". Вместе с Ахура Маздой эти божества создали те семь творений, которые образовали мир. Сотворение шести божеств по-разному описывается в зороастрийских сочинениях, но во всех случаях подразумевается обязательное их единство. В одном тексте на пехлеви их создание Ахура Маздой сравнивается с зажиганием одного светильника от другого.
Эти шесть великих божеств, в свою очередь, как учил Заратуштра, вызвали к жизни другие благие божества, которые были добрыми богами, почитавшимися еще в древнеиранском пантеоне. (Сам Заратуштра в Гатах взывает к некоторым из них, в частности к "иным ахурам", т.е. к Митре, Апам-Напату, Сраоше, Аши и Гэуш-Урвану). Всё эти божества, согласно учению Заратуштры, прямо или косвенно являются эманаииями самого Ахура Мазды и, будучи под его началом, в соответствии со своим назначением стремятся способствовать творению добра и уничтожению зла. Также Амеша Спента означают те свойства Творца, на которые должны ориентироваться люди и стремиться ими обладать, чтобы не участвовать в делах Ангро Манью и приблизиться к Богу. Это следующие качества:
— Спента Манью (или Святой Дух).
Это все, что относится к высшей духовности в нас — высшая радость, просветление, высшее блаженство, высшая любовь ко всем живым существам. Чем больше мы освобождаем в себе Святого Духа, тем больше он у нас персонифицируется и тем больше в конечном итоге у нас проявляется Ангел Спента Манью. У каждого свой;
— Boxy Мана (Благая Мысль), творение животных.
Надо очищать мыслительный процесс от лжи, надо мыслить — это отражение Boxy Мана. Для зороастрийиев были неприемлемы глупость, тупость, бездумная вера. Все надо познавать — себя, законы окружающего мира, материальный мир, высшие сферы. Ничего нельзя принимать на слепую веру, особенно речь, исходящую из уст человеческих. Опыт должен быть воспринят изнутри: надо отвечать на вопрос — почему? Разум, понимание, осознание — это и есть Ангел Boxy Мана. Он помогает заблудшим путникам, появляясь в самый неожиданный момент. Нельзя оскорблять его неверием, отказом от мысли. Не быть дураком, не позволять себя околпачивать, делать из себя зомби — только тогда Благая Мысль защитит вас;
— Спента Армаити (Благодетельный Мир), творение земли.
Мир, подобный Небу, равенство, гармонию надо установить здесь на Земле, и тогда Спента Армаити — единственный из Ангелов женского рода — будет вашей защитницей. Ни в коем случае нельзя быть бессмысленным аскетом, отделяться от жизни, и, наоборот, — распускаться, извращаться. Мера, выполнение земного долга, любовь ко всему живущему, но уже в физическом теле, любовь земная — это Спента Армаити. Если в вас нет ее свойств, то будет прокол и внедрится дьявол;
— Аша Вахишта (Высшая Правда), покровитель огня.
Это высшее начало связано с познанием высшего смысла жизни, сохранением высшего жизненного начала, эволюцией. Сюда же относится бережное сохранение того, что было, прошлого, традиций, наработка базиса. Чем больше мы уходим от застоя, меняемся в зависимости от обстоятельств, эволюционируем, опираясь на накопленный опыт, тем больше в нас выделены проявления Высшей Правды, которые были присуши также и Творцу нашего мира;
— Кшатра Варья (Высшая Власть), творение неба.
Это энергия, воля, сила, направленная на творчество и зашиту творений от вторжения зла. Когда в нас начинает проявляться благая творческая энергия, тогда мы получаем благодать и защиту Кшатра Варьи — ведь все в мире взаимосвязано: то, что вверху, подобно тому, что внизу. Надо быть воином на земле, уметь защищаться и защищать других, не позволять злу размножаться, ограничивать его — тогда вы будете под сенью Высшей Власти. Она вселяет в нас храбрость, уверенность, силу Господа Бога — Ангела с мечом, побеждающего тьму.
Следующие Высшие начала представлены двумя Ангелами — братьями Хаурватом (творение воды) и Амертатом (творение растений);
— С Хаурватом связаны целостность, гармония, здоровье.
Эти качества были присущи Творцу и в зороастризме они были поставлены как Божественное начало. Больные и убогие не почитались — это прокол в астросоме. Эманации Хаурвата не проходят к больному человеку, деформированному. Только гармоничный, единый со всем окружающим миром человек получает его защиту. Следует сохранять физическое и нравственное благополучие, развивать мир и радоваться жизни, стремиться не к расколу, а к объединению с другими;
— Амертат. Бесконечность, бессмертие — то, чего нет у Ангро Манью.
Не надо ничего бояться. Преодоление страхов, особенно страха смерти, искушений, абсолютное развитие творческого начала, которое позволяет любому творению преодолеть смерть, ощущение вечности — все это дает Амертат. Он владыка алхимии духа, преобразования времени, хрономагии.
Вот семь Вселенских начал, семь мыслей Ахура Мазды, с которыми он советовался перед тем, как создать Вселенную.