Предисловие к "Хорде Авеста"

К сожалению, тот текст Авесты, который существует сейчас, это всего лишь сильно усеченный вариант того первоначального текста, составленного на авестийском языке, который существовал в глубокой древности и пропал, по-видимому, еще во времена Александра Македонского. По преданию, в сокровищнице Дария III хранилась копия Авесты, записанная золотыми чернилами на 12000 воловьих кожах. Александр, ученик Аристотеля, приказал уничтожить это сокровище, и сейчас можно только догадываться, что там на самом деле было. Но многие эзотерические, сокровенные тексты сохранились, потому что наизусть выучивались мидийскими магами. Благодаря этому этот текст и дошел до нашего времени.
Речь здесь пойдет о Малой Авесте, Хордэ Авесте, а это ни что иное как сборник молитв, молитвенник, он приспособлен для повседневного чтения. И здесь не нужно забывать, что большинство молитв календарные, они были приурочены к определенным дням и воспроизводили то самое первичное сакральное Время, Время неоскверненного мира, существовавшего еще до вторжения Ахримана, Ангра Майнью, которого в христианстве называют Дьяволом и Сатаной. Эти молитвы читались в определенное время, оно специально рассчитывалось, по определенным часам, по времени суток. Ведь каждый суточный цикл воспроизводил полный миротворный круг, от начала и до конца мира. И включение молитвы в определенное время помогало восстановить тот существовавший до Ахримана мир, хотя бы на уровне слова. И интересно, что ведь многие эти молитвы изначально записаны не были, даже когда Авеста уже была зафиксирована.
Записывать их было запрещено, все эти мантры, молитвенные заклинания, которые и входят сейчас в Хордэ Авесту. Многое входило в Авесту, мы знаем это по поздним уже переложениям, например Бундахишну, хорошо известному сейчас. Конечно, входили туда и Гаты, как слова самого Пророка Заратуштры, но вот эти молитвы, по-видимому, записаны были уже в очень позднее время. Ведь, как считают зороастрийцы, письменность - от Ахримана, не потому что он ее придумал, а потому что в любое написанное слово, его воспроизведение где угодно - на камне ли, на бумаге, не важно, можно внести искажение. А вот слово, передаваемое из уст в уста, от праведника к праведнику, от учителя к ученику, от посвященного к посвященному, это слово истинное, чистое, не искаженное. И изучая, да и просто читая Хордэ Авесту, надо воспринимать ее как воспроизведение на уровне молитвы, мантры того самого изначального потерянного времени, и читать ее следует в определенные часы, в определенное время, на это она и была рассчитана.

Конечно не следует воспринимать ее сейчас как истину в последней инстанции, потому что в текст Хордэ Авесты, после того как она была записана, тоже могли быть внесены искажения, кое-что было добавлено уже не на авестийском языке, а что-то, может быть, уже потеряно безвозвратно. Достаточно вспомнить количество яштов (гимнов) в Авесте. Сейчас их всего 21, а сколько было? Никто уже сейчас этого не знает, но было их никак не меньше 30, а я полагаю, что 72, не случайно же это число так уважается зороастрийцами. 72 - это число глав Ясны, и на каждую главу Ясны должен был быть написан яшт. Тем более что есть упоминание о 72 изэдах, а именно им и посвящались яшты. Короче говоря, многое утеряно безвозвратно, и современная Хордэ Авеста - это то, что осталось. Но даже к тому, что осталось, надо относиться очень внимательно, очень бережно, и читать его надо в определенное время для того, чтобы мир не потерял своего равновесия, для того чтобы мир не стал более грязным, для того чтобы он восстановил свое настоящее течение времени. Об этом прекрасно знали мидийские маги-зерваниты.
В основном Хордэ Авеста ориентирована на суточный ритм, хотя есть здесь упоминание и о месяцах, а в древности, наверняка, учитывали и год, потому что годы тоже связывались с определенными изэдами, на этом уровне тоже необходимо восстановление гармонии. Конечно, необходимо было чтение яштов, в зависимости от дня месяца, от самого месяца, но главное здесь - гахи, 5 стражей, 5 времен суток, они-то как раз больше всего и используются в богослужебной практике, перед каждой молитвой, каждым яштом, вообще перед любой службой. Особенно надо обратить внимание на гах Рапитвину (полдень), потому что как раз Рапитвина связана с тем ушедшим, утраченным временем первичного мира, когда в году было 360 дней, а не 365 с четвертью как сейчас, когда были совершенно другие циклы, когда течение орбит планет было другое, и, разумеется, что к текстам Хордэ Авесты следует подходить не просто как к культурно-историческим памятникам, а, прежде всего, как к молитве, мантре, словам обрядовым, магическим в плане восстановления целостности мира, вот что здесь главное. Обратите внимание на гахи, потому что многое в Хордэ Авесте взято из других мест Авесты, а вот гахи - это принадлежность именно этого сакрального богослужения. Ведь многие части воспроизводятся, например, в Ясне, а вот гахи - они сами по себе, это целостный текст, и они напрямую связаны с суточными ритмами. Они настроены на настоящее время, которое должно быть очищено от влияния зла, чтобы в этом настоящем времени вам никто не мешал.

Но задача эта, прежде всего, жрецов. Поэтому эту книгу можно рассматривать как пособие для жреческого служебного пользования. Можно читать, изучать любые тексты - тот же Видевдат или Бундахишн, можно и даже нужно, потому что там раскрываются многие истины, но Хордэ Авеста - это чисто богослужебная книга, так к этому и следует относиться. Это не значит, конечно, что мирянин, простой правоверный зороастриец, не может ей пользоваться, но ведь древние настоятельно рекомендавали, предписывали читать службу 5 раз в день, никак не меньше, причем полностью, со всеми положенными молитвами, а это реально только для профессионального жреца, которого содержат общинники. Это магический обряд, и исполняем он должен быть по всем правилам. Ведь и само слово магия - авестийского происхождения. Магия не в том искаженном смысле воздействия на кого-то, а как восстановление и очищение окружающего нас мира.