Г-С

Гаокэрна – название Мирового Дерева, древа всех семян, которое растет посреди моря Воуру-Каша. Само слово можно перевести как «Сотворенное молочным», так как по нему струится сок молочного, белого Хаомы, который будет использован при восстановлении мира во время Фрашокэрти. См. также Амертат.

Гаро Нмана или Гаро-Дмана, Гародман – авест. «Дом хвалы», рай, место в Безначальном Свете, где пребывает Ахура Мазда и души праведников.

Гаты – самая священная часть Авесты, гимны пророка Заратуштры. Их пять: Гата «Ахунавайти», Гата «Уштавайти», Гата «Спэнта-Майнью», Гата «Вохукхшатхра» и Гата «Вахиштоишти», всего они занимают 17 глав Ясны (28-34, 43-51, 53). Гаты – единственная часть Авесты, авторство которой не оспаривается никем. Каждая Гата имеет свой ритм, размер и значение. По смыслу Гаты – морально-этическая основа зороастрийского учения.

Геуш Урван – авест. «Душа Быка», пехл. Гошурван – изэд, связанный с животным началом, с подсознанием, душой. Геуш Урвану посвящен 14-й день зороастрийского календаря. Это день самого священного животного – коровы. Однако в этом образе заключены не только животные. Под коровой или быком (в авестийском языке эти слова читаются одинаково) понимается все материальное творение, воплощенный мир, физика. Это становится понятно с астрологической точки зрения - самый «материальный» знак Зодиака – Телец. С Тельцом у многих народов связывается именно материальное существование, реальная земная жизнь, однако не оторванная от существования высшего. Ангел Геуш Урван – это Душа всего проявленного мира, «Душа Вселенной». Поэтому под плачем и гибелью Коровы под ударами Злого Духа в Авесте (Ясна 29) понимается плач и боль всего проявленного мира. В конце времен, во время Фрашокэрти эта мировая корова будет принесена в жертву, чтобы из ее жира и сока Хаомы был изготовлен напиток бессмертия, с помощью которого произойдет воскресение и обновление вселенной, всего мира.


Даитья – название легендарной реки в Айрьяне Вайдже. Если принять локализацию родины ариев на Южном Урале, Даитья увереннее всего отождествляется с рекой Урал.

Дайвы – пехл. Дэвы – демоны, бесы, злые духи, порождения Ангра Майнью. Изначально само слово означало «небесные». В Гатах (Ясна 30) сообщается, что дайвы имели выбор, но, ослепленные Айшмой, выбрали зло. Заратуштра первым призвал поклоняться только благим божествам – ахурам и тем, кто достоин почитания – язатам. Фактически в виде дайвов в Авесте представлены человеческие пороки: жадность, лень, трусость, злоба и т.д., хотя сюда же относятся любые напасти, насылаемые на людей Духом Зла: голод, лишения, нечистоты, болезни и пр. Борьба с дайвами, внутренними и внешними – главная задача зороастрийцев.

Дайна, Даэна – авест. «Вера, религия», пехл. Дин, Дэн – важнейшее понятие зороастрийской религии, обозначающее совесть, веру, олицетворение внутреннего мира человека. Каждый человек рождается со своей Дайной, но в процессе жизни может улучшить или ухудшить ее. В зависимости от этого собственная Дайна встречает человека на посмертном суде либо в образе прекрасной девы, либо в образе безобразной старухи, что является важным фактором в решении – попадет человек в рай или ад. Поскольку религия не отделима от жизни, совести человека, Дайна – это и религиозное мировоззрение. С этой точки зрения религия Зороастра называется Дайна Вангхви Маздаясна – «религия добрая маздаяснийская», что является синонимом зороастризма.

Дакхьюма – авест. «Относящийся к стране» – изэд, страж вечера, покровитель страны.

Дрваспа – авест. «Дающая здоровье лошадям» – ангел-покровитель животных, часто отождествляемый с Геуш Урваном, но имеющий свою мифологию. По описанию, которое существует в «Дрвасп Яште» (Гимне Дрваспе), Дрваспу можно отождествить с Млечным Путем.

Друджь, Друг – авест. «Ложь», демоница, один из самых страшных дайвов. Иногда слово друджь употребляется как нарицательное для обозначения демонов-дайвов вообще, но, прежде всего, женского рода. Друджь как любимое детище Ангра Майнью противостоит Аше – Истине, поэтому выбравших Зло в Авесте называют другван или дрэгван, как антитеза ашавану, праведнику.

Дураоша – авест. «Отдаляющий смерть» – обычный эпитет Хаомы, напитка бессмертия.


Закон против дайвов – см. Видевдат.

Зантума – авест. «Племенной», Изэд, страж полдня, покровитель племени.

Заотар – жрец, исполняющий основной ритуал, совершающий жертвенные возлияния (заотра). У современных парсов – зоти.

Заотра – бескровное жертвенное возлияние, состоящее, прежде всего, из сока хаомы и молока.

Заранумант – авест. «Золотоносный», – название озера или реки (?). Эрвад К.Э.Канга, чья «Хордэ Авеста» стала настольной книгой при подготовке этого издания, переводит словосочетание «Заранумантэм Сурэм» как «Страшное оружие», что представляется сомнительным.

Заратуштра Спитама – пехл. Зердешт, Зартушт; греч. Зороастр – величайший пророк, Вакшура-Вакшуран (Пророк пророков), основоположник зороастризма, реформатор древней арийской религии. Сын Поурушаспы и Дагдауб. Дата жизни, так же как и место рождения пророка неизвестны. Долгое время считалось, что он родился в VII-VI вв. до н.э. в восточном Иране, по другой версии – в Азербайджане (Атарпатакана – «земля огней»). Сами зороастрийцы, и мы придерживаемся этой версии, относят рождение пророка к гораздо более ранней дате – к рубежу III-II тыс. до н.э., а некоторые еще ранее. Например, в современном учебнике для юных парсов Эрвада Р.П.Каранджии говорится, что пророк жил 8500 лет тому назад. Место рождения – Айрьяна Вайджа. После 30 лет, когда Заратуштра «вступил в четвертый поток Даитьи», он получил откровение от Ахуры Мазды – Бога-Творца. Значение религиозной реформы Заратуштры трудно переоценить. Достаточно сказать, что его учение стало основой всех последующих мировых религий, включая христианство. Учение о разделении и о выборе между Добром и Злом, а также личная ответственность каждого перед своей совестью и Богом – один из важных аспектов религии Зороастра.

Заратуштротэма – авест. «Наизаратуштрейший», изэд, страж ночи (с заката до полуночи); также, предположительно, титул главы зороастрийской церкви, наместника Заратуштры.

Зерван, Зрван, Зурван, Зорван – авест. «Время» – одно из краеугольных и одновременно спорных понятий в зороастризме. В ортодоксальном зороастризме, которого в основном придерживаются современные зороастрийцы Индии и Ирана, различают Зерван Акарана, Время безграничное, в котором пребывал Ахура Мазда до сотворения мира, и Зерван Дарэгхо-хвадата, время циклически замкнутое, конечное, время нашего мира, созданное Ахурой Маздой. Конечность, фатальность и предопределенность мироздания – свойство Зервана, на этом основано учение о циклах, в том числе наука астрология, наука о Времени. Но это не абсолютный фатализм – от выбора каждого человека зависит успех всего человечества. Циклически замкнутое время – ловушка для Ангра Майнью, а люди здесь – борцы с ним. По истечении эпохи Дарэгхо-Хвадата во время Фрашокэрти зло будет неизбежно уничтожено. Согласно зерванистскому учению, которое является эзотерической основой зороастризма, Зерван – изначальный абсолют, основа не только будущего творения, но и самого Творца. Заратуштра в Гатах не говорит о Зерване прямо, но упоминает о двух духах, добром и злом, которые были «подобны близнецам в сновидении». Объяснение этому можно найти в зерванистском мифе о спящем Зерване. Когда Зерван просыпается, он начинает творить мир, становится Творцом. Таким образом, проявленная мысль Зервана, его мудрость – это сущность Ахуры Мазды, Святого Духа. Ангра Майнью, дух зла, – сон разума, который «рождает чудовищ». По одному из мифов Ангра Майнью – плод сомнения Зервана, результат неверного выбора. В пехлевийских зороастрийских текстах часто отмечается, что все, что происходит в этом мире, происходит с благословения Зервана, т.о. даже в ортодоксальном зороастризме признается исключительное его значение.

Зэм – авест. «Земля» – земля как стихия, но и как изэд, с ней связанный. Вместе с Асманом (Небом) представляет древнейшую пару в основе творения. Не случайно им посвящены соседние дни календаря – 27-й (Асман) и 28-й (Зэм).


Изэды – от авест. Язата – «Почитаемые» – все, достойные почитания: Ахура Мазда, Архангелы, Ангелы и все благие творения. Различают язата духовного мира и проявленного, физического – полезные животные, растения, металлы и т.д.

Исад-Вастра – согласно мифологии старший сын Заратуштры, его наследник и главный последователь.


Кави – царская династия, к которой принадлежал Виштаспа – покровитель Заратуштры, пришедшая на смену династии Парадата – Первозданных. Вместе с тем, в Авесте упоминаются и злобные кавии, очевидно это слово изначально обозначало правителя вообще, вождя, исполняющего жреческие функции. Часто упоминаются в паре с карапанами.

Карапан – жрец дайвовских культов, демонопоклонник. Против них Заратуштра постоянно выступает в «Гатах».

Каршвары – семь континентов, областей, благих земель.

Киги – от авест. кави – цари, правители. Это слово используется, в основном, для обозначения тиранов, злых правителей.

Кхшатра Вайрья – авест. «Избранная власть», пехл. ШахреварБессмертный Святой, водитель небесного воинства, Архангел-воин. Его можно отождествить с Архангелом Михаилом христианского пантеона. Все мироздание фактически является ареной битвы Добра и Зла, и каждый человек обязан сделать выбор в ту или другую сторону. Но правильный выбор – это власть Ахуры Мазды, т.е. Шахревар. Кхшатра Вайрья является покровителем камней, металлов и небесной тверди. Шахревару посвящен 4-й день каждого месяца и 6-й месяц зороастрийского календаря.


Мазайнийский – из области Мазана (в «Шахнаме» Мазандеран), где водилось более всего дайвов, враждебных праведным зороастрийцам.

Мантра Спэнта – авест. «Святая Молитва», пехл. Мараспэнд – фактически под Святой Молитвой подразумевается вся Авеста. Она почитается наравне с изэдами и даже считается «душой Ахуры Мазды». В мантре важно не только содержание, но и правильное произношение, вибрация, тогда Святое слово становится действительно разящим оружием против сил Зла. Мантре Спэнте посвящен 29-й день зороастрийского календаря.

Митра – пехл. Михр – изэд, связанный с договором, клятвой. Владыка (Ахура) проявленного мира. Митра – один из центральных персонажей Авесты, наиболее почитаемый ангел. Митру так же как Мазду называют Ахура, потому что он является владыкой всего проявленного мира, мира, в котором Злой Дух пойман как в ловушку. Но Митра не создатель всего, он лишь наместник Господа Ахуры Мазды, сатрап. Договор свят, причем независимо от того, заключен он с хорошим человеком или дурным. До сих пор в Индии и Иране слово зороастрийца дороже любого поручительства, оно нерушимо и священно. Люди других конфессий не задумываясь заключают сделки с зороастрийцами, и не было случая, чтоб зороастриец кого-то обманул. Митру связывают с солнечным светом. Считается, что он восходит еще до Солнца, и заходит после Солнца, и от его всевидящего взгляда не скрыться ни одному лжецу. Человек, нарушивший свое слово, становится врагом владыки Митры, а Митра – это еще и прокурор на посмертном суде. Митру называли опорой Дайны – совести, это один из самых суровых изэдов. Митре посвящен 16-й день каждого месяца и 7-й месяц зороастрийского календаря.


Найрьо-Сангха – авест. «Говорящий мужам» пехл. Нэрьосанг – изэд, божественный посланник Ахуры Мазды, одно из проявлений Огня – Атара. Найрьо-Сангха побуждает людей совершать героические поступки, это Огонь наших сердец. Считается, что именно Найрьо-Сангха проявляется у человека в блеске глаз. Найрьо-Сангха является хранителем семени Заратуштры, из которого должны придти в мир три Саошьанта.

Нманья – изэд, страж ночи (с полуночи до рассвета), покровитель дома, семьи.


Парэнди – изэд женского рода, спутница Аши Вангхви. Связанная с богатствами, она является хранителем скрытых сокровищ. Астрологически Парэнди связывали с Плеядами.


Райвант – авест. «Блестящий, сияющий», название горы, на которой располагался Атар Бурзин Михр.

Райтвишкар – жрец древнего зороастрийского ритуала, ассистент и главный помощник заотара. В настоящее время у парсов его называют рату или распи.

Раман – авест. «Покой, радость», пехл. Рам – изэд, покровитель мира, покоя, богатства, пастбищ и мелкого скота; связан со стихиями, всем, что находится вокруг нас, с окружающей средой. Упоминается всегда вместе с Митрой – владыкой бескрайних просторов. Раману молились для покоя и благополучия арийский стран.

Рапитвина – авест. «Полуденный» – изэд, страж полдня. Из всех стражей времен суток к Рапитвине у зороастрийцев особое отношение: согласно «Бундахишну» до вторжения Ангра Майнью был вечный Полдень, т.е. Рапитвина был первым из этих стражей. Поскольку полдень – самое теплое время суток, Рапитвина считается самым «жарким» изэдом. Зимой, чтобы земля не окончательно промерзла, Рапитвина уходит под землю и согревает ее изнутри. Поэтому в зимние месяцы, вплоть до 3-го дня Новруза (23 марта) Рапитвину в молитвах не упоминают.

Расанстат – изэд женского рода, ангел правдивости и справедливости, спутник Аши Вангхви и Чисти.

Рата – авест. «Дар» – ангел милосердия, великодушия и дружбы, почитается вместе со Спэнта Армайти.

Рашну – авест. «Справедливость», пехл. Рашн – имя изэда говорит само за себя. Рашну Разишта – значит Справедливейшая Справедливость, истина в последней инстанции, строгая мера, поэтому Рашну изображался с весами в руке. Это символ правосудия, его апофеоз. Античная Фемида, богиня правосудия, с весами в одной руке, карающим мечом в другой и повязкой на глазах (символ беспристрастности) восходит к авестийскому Рашну. Решение Рашну оказывается решающим на посмертном суде, где нельзя укрыть ни одного, даже ничтожного, злого дела, но не будет забыто и ни одно благое дело. Митра и Сраоша приводят все аргументы «за» и «против», все плюсы и минусы, а Рашну бесстрастно все это взвешивает. От его решения зависит, каким окажется мост Чинват для умершего, попадет он в рай или падет в ад. Справедливость – ключевое понятие зороастрийской веры.


Савангхи – изэд, страж утра, покровитель скота.

Саво – авест. «Польза» – изэд, связанный с блеском, процветанием, благосостоянием. Саво – понятие близкое к Хварну и неотделимое от него, это те реальные блага, которые даются праведнику, имеющему Хварно.

Саока – авест. «Полезная» – ангел счастья, благосостояния и изобилия, исходящего от Ахуры Мазды.

Саокэнта – авест. «Несущий пользу»,– название горы рядом с горой Хукайрья.

Саошьант – авест. «Спаситель», пехл. Сошьянт. Согласно зороастрийской мифологии семя Заратуштры хранится в озере Кансава (Каспийское море?). Через равные промежутки времени непорочные девы будут купаться в этом озере, после чего в мир придут три Спасителя – Ухшьят-Эрэта, Ухшьят-Нэмо и собственно Саошьант (Астват-Эрэта). На пехлеви первые два спасителя называются Хушедар и Хушедармах. Саошьант будет играть важную роль в воскрешении мертвых во время Фрашокэрти. После присоединения Иудеи к Персидской Империи идея Спасителя перешла к иудеям и нашла отражение в Библии. В христианстве она стала главенствующей.