6 часть. Огонь дающий жизнь

1. Огонь

2. Огонь в истории

3. Описание огня в Зороастризме

4. Освящение огней

Все мы люди сделаны от света, состоим из света. Огонь дал жизнь всем другим созданиям. Зороастризм даёт столько превосходства, почтения свету и огню, что его можно назвать Религией СВЕТА.

Яста манта поуруйо рахебиш роитвэн кхатра (Ясна XXXI.7)

"Сначала Ахура Мазда произвёл мысль, и небесные царства наполнились светом"

Название Бога – Ахура Мазда связанно со Светом, Его местонахождение Анагра Раохах наполнено светом. Божественные Существа связаны со светом. Следующие строки Авесты ясно подчёркивают это. «Ахе рая кхаренангхача» - из-за их блеска и славы, «Горже кхорех авазаяд» - да будет их Божественная Слава сиять ярче. Здоровье человека также увеличивается от присутствия в нём Божественного света (рая и кхаренангха).

ОГОНЬ

Все материальные создания сделаны из Света, в соответствии со степенями его сгущения. Огонь - самая видимая и сияющая форма того Божественного Света среди материальных созданий. Слово для Огня в Авесте - Атар. Оно имеет много значений и вариаций. Только одно из качеств означает огонь. Изначально слово означающий - высокую температуру, жар, движение, энергию. Это также преобразование, так как огонь переводит материю в энергию.

Следовательно, любое движение во Вселенной имеет в себе огонь в скрытой или открытой форме. Любое тело, имеющее в себе энергию, скрывает в себе огонь. Значит огонь, видимый или нет, имеется в любой точке Вселенной.

Зороастрийцы признают огонь как вездесущую форму Ахура Мазды. Живая сущность, Владыка, который является незаменимым для нашего духовного развития, духовный проводник, который переносит молитвы в духовный мир и дарит божественную энергию всему миру.

ВСЕМИРНОЕ ПОЧТЕНИЕ ОГНЮ. Греки - римляне - христиане - индусы - мусульмане – евреи – славяне.

Не только Зороастрийцы уважают огонь. Почтение ему всемирно. Однако Зороастризм идет на шаг впереди обычного почтения.

Греки - Огонь Хесты горел в каждом доме.

Римляне - Огонь Весты горел 24 часа в храмах Весты в центре городов. Заботились о нём девственницы Весталки.

Евреи - Бог появился МОИСЕЮ на горе Синай в форме пламенной неопалимой купины.

Христиане - Окуривание в церкви. Свечи в церквях представляют очищение Девы Марии.

Индусы – Бог Агни в Ведах. Вся 9-ая Мандала Ригведы посвящена Агни. Праздник огней Дивали.

Огонь используется в большинстве ритуалов и публичных церемониях. Например Ягья, Агништома, Агнидхотра.

Мусульмане – Окуривание. Согласно Аин-И-Акбари, Акбар приказал Абдул Фазалу возжигать огонь во дворце 24 часа в сутки, как символ Аллаха.

Славяне – Бог огня Семаргл. Огонь используется в большинстве ритуалов и публичных церемоний, проводились испытания огнём.

ОГОНЬ В ИСТОРИИ

Всюду в истории арийцев, даже до пророка Заратуштры, огонь уважали не только как символ божественного, но и из-за наличия божественного начала в нём самом. Все пять главных династий Арьянцев определили огню выдающееся положение в религиозной жизни. Кроме того, были различные типы огня в древнем Иране, которые мы не имеем более. Были самогорящие Божественные огни, огни кхваренах, огни для публичных церемоний и т.д.

Король Хошанг династии Пешдадов (8000 до н.э) начал поклонение огню как божественному существу, указав Маздаянцам приносить молитвы перед огнём. Он установил древнейший постоянногорящий огонь Адар Кхордад.

Король Йима (Джамшед) установил огни Адар Кхорех/Фрах/Фарнбаг на горе Гадманхоманд в Кхварезмии (Хорезм). Он ввёл особый класс людей, которые назывались Атхраваны (Священники огня), чтобы заботиться об огне. Древний Огонь горел на этой горе до 9-ого столетия н.э.

Король Кай Кушру (Кей Кавус у Славян, прим. переводчика) установил Огонь Гушнасп на горе Ашнавант. Согласно Табари, этот огонь был в Азер Байджане. Ардешир I, Бехрамгур, Кушру Парвиз и Яздегард III ходили пешком, чтобы помолиться и выказать уважению этому огню (согласно Равлинсону). В 610 н.э., когда Гераклитас разрушил Азербайджан, огонь был унесён в горы и затем снова принесён, когда был установлен мир. Кай Гуштасп установил Адар Бурзин на горе Раеванд.

Пророка Заратуштру показывают, молящимся около огня. Он принес к королю с собой огонь Мехер Бурзин. Этот бездымный огонь горел без топлива и рядом не было воды,. Это не требует топлива или ладана. Пророк Заратуштра принял огонь как символ Ахура Мазды. Он признал Аша его покровительствующим Амешаспентом.

Печати Ахаменидских королей изображают огонь вместе с другими атрибутами. На многих каменных барельефах Арьяна мы видим, что короли стоят перед огнем. В одной стелле приближённый Дария стоит перед огнем с рукой приложенной к лицу в знак почтения.

В Парфянские времена также алтарь с огнём изображен на монетах и печатях. Во времена Сасанидов, много Королей установили храмы Огня высшего уровня (Аташ Бехрам). Огонь также изображен на монетах многих королей как Хормазд I, Шапур III, Нарсех.

ОПИСАНИЕ ОГНЯ В ЗОРОАСТРИЗМЕ

1. Сын Ахура Мазды.

Он сделан по образу Бога: Как сын, огонь продолжает работу Мазды. Многие из его качеств подобны Ахура Мазде.

Блеск Ахура Мазды (Раевант, дом Бесконечного Света) - Свет дающий – Живительный – Ратхештар (противник зла) – жар дающий – Хранящий Кхорех (Божественную Энергию) - Вездесущий – Разрушитель нечистого.

Разрушитель нечистого: Но нельзя сжигать всякую грязь в огне. Фактически, загрязнение огня мусором - один из самых больших грехов в Зороастризме.

Он проникает все творения (Бундахишн 18, Ясна 17). Огонь как движение, энергия, присутствует во всех атомах Вселенной. "Электрон - уникальное основание Вселенной" - Кларк Максвелл.

Существует 6 типов Огней (Африн., Ясна XVII, 11):

Берези Савангх: Огонь рядом с Ахура Маздой. Наивысшая форма огня, который проникает все создания. Это - огонь, скрытый в звёздах, вулканах, источниках и гейзерах. Это связано с Аташ Бехрамом (книга Задспарам). Этот огонь нуждается только в пище, никакой воды.

Воху Фраян: Он находится в телах человека и животных. Даёт им теплоту, и уходит во время смерти. Этот огонь нуждается в пище, и воде.

Урвазишт: Это - огонь в растениях. С ним растения живые, и по ним течёт сок даже при отрицательных температурах. Этот огонь не нуждается в пище, только в воде.

Вазишт: Он находится в виде атмосферного электричества, в облаках и молнии. Связанный с Сраушем (Венд.19.42). Он очищает атмосферу. С научной точки зрения, разряды молнии изменяют кислород на озон. Это поддерживает чистоту атмосферы и защитный слой озона. Молния также окисляет другие газы и делает их безопасными. Майкл Фарадей впервые сделал открытие электричества. Этот огонь не нуждается в пище и воде.

Спеништ: Это - огонь, горящий в физическом мире - домашний, индустриальный и коммерческий. Он, освящаясь устанавливается как Аташ Адаран и Аташ Бехрам.

Наирьйосангх: духовный огонь души, интуиции, особенно силён он у королей и святых людей. Он находится под покровительством Язата Срауша..

2. Огонь – проводник к Богу.

А)" Огонь, ты искустный проводник Ахура Мазды".

"Через этот видимый символ - сына Бога на земле, мы достигаем Его".

Огонь несет качества чистоты, живительной силы, самосвечения, всегда поднимается вверх, обращается вверх к нашей божественной судьбе. Огонь символизирующий знание рассеивает невежество – темноту. Он смиренный и распространяющий свет и аромат тепла. Держать освещенный огонь в доме это значит быть связаным с Духовным миром, нести ответственность за прошлое и будущее.

Б) Огонь – переносчик и даритель Кхорех и Кхваренангх – Божественной Энергии:

Молитвы Адар Язату показывает, что огонь есть Божественная Энергия. Адар Язат – охранитель Кхорех. Кхорех Заратуштры перешёл к нему через огонь, горевший в доме его бабушки.

3. Огонь представлен во всех ритуалах.

4. Огонь как божественный судья.

Испытания огнём проводились с древности, чтобы рассудить споры и открыть правду. Огонь также выполняет роль судьи во время Обновления – Фрашокерети.

5. Огонь держали в доме.

Приверженецы в молитвах огню говорят, что будут сохранять горящий огонь в доме до Фрашокерети. Если огонь горит в доме, это приности божественное благословение для дома и домовладельцев, не позволяет злу и колдовству подойти близко.

6. Огонь как король.

Огонь очищается и освящается - от обычного до возвышенного и затем возведенного на специальный трон - алтарь. Когда происходит освящение, огонь объединяется непосредственно с энергиями Бога, и источает божественную энергию и Кхорех. Освященный Огонь имеет тело и сознание (Баодх).

Посвященный огонь возводится на престол на каменном 'троне', купол святилища является небесами. Металлический подвес, висящий над огнём, называется корона. Огонь дает награды и наказывает.

7. Огонь как сотрудник человека:

Огонь расценен, как сын Бога. Человек – также важное создание Творца.

Оба нуждаются друг в друге для своей жизни – физической, так же как и духовной. Именно поэтому священник - Атхраван - охранитель огня. Со времени короля Джамшеда, общество было разделено на 4 класса. Главная работа первой группы была поддерживать священный огонь в горах.

Оба, огнь и человек нуждаются в пище и кислороде для выживания, оба зависят от солнца, оба имеют иерархический статус, оба сделаны из физических и духовных элементов. Оба являются связью между физическим и духовным миром. Нет двух одинаковых людей в мире и нет одинаковых огней. Оба в состоянии породите подобный себе организм. Оба могут использоваться для добра или зла, но оба - борцы против зла и ответственны за то, чтобы способствовать красоте в мире.

ОСВЯЩЕНИЕ ОГНЕЙ

Первоначально были божественные огни в Иране - Кхардад, Гушасп и Бурзин Мехер, который не нуждались в освящении.

Из наших священных писаний (Вендидад VIII) и Ригведы может быть установлено, что освящение огней и установление их в священных местах является очень древней арийской практикой. По недавним археологичесикм находкам в Аркаиме и других местах Центральной Евразии известно, что уже в период Пешдадской и Каянской династий освящённый огонь постоянно горел на центральной площади укреплённых арийских поселений – протогородов. Затем короли начали строить вокруг огня защиту от ветра и дождя. Далее потребовалось специальное место для священников и поклонников. Так появились сооружения – храмы огня.

Огни освящаются сложным процесом очистки и ритуалами с огнями, собранными из 4 источников в случае Аташ Адарана, где участвуют 4 пары священников – Атхраванов. Из 16 источников очищается огонь 16 парами священников в случае Аташ Бехрама – самого высшего уровня освящения. Каждый источник пережигается установленное количество раз, по его чистоте. Огонь их дома Атхравана считается самым чистым, а от сожжённого тела самым загрязнённым. Это требовало времени около двух лет и 192 пережигания. Эти источники являются, например, домашним огнём, огнём в печи пекаря, у металурга, у горшечника…. Огонь каждого источника кладётся в специальную яму и пережигается долгое время. Затем из него берутся горящие угли и переносятся в следующую яму, где также пережигаются. Так происходит множество раз, пока по ритуалу он не очистится до степени чистоты, где он может быть сосудом чистой энергии Бога. Такой Огонь пользуется поклонением по степени его ритуальной чистоты.

Именно поэтому, одна из первых задач, выполненных нашими предками после переезда в Санджан, состояла в том, чтобы освятить Аташ Бехрам. После основания Бомбея, и развития торговли, одно из первых действий преуспевающего Парси было освятить Аташ Адаран.

Освященные огни имеют силу Аху Даена и Баодх в них. Они имеют собственные глаза и уши. Агьяри - алтарь не составляет только видимый горящий огонь. Это - целиком атмосфера внутри и вокруг здания.

Освящённые огни - специальный тип огней, которые имеют бесконечную связь с божественным силой, благодатью в духовном мире. (Ахура Мазда – Райоманд Кхореманд). Мы видим Ахура Мазду в огне, таким образом, освящённые огни - истинные дома Бога.

Огонь сжигает и распространяет аромат, огонь очищает окружающую среду. Он - связь между физическим и духовным миром.