СРЕДНЕПЕРСИДСКАЯ ТРАДИЦИЯ часть1

Опубликовано star72 -

 
 
Изложено по: «Бундахишн» 1 — 29; «Затспрам» 1 — 11
В начале во Вселенной не было ни Земли, ни Солнца, ни планет, ни звёзд. Было только бесконечное время — зерван а к ара на. В нем пребывали благой бог Ахура Мазда (среднеперс. О р м а з д) и Дух Зла Ангхро Майнью (среднеперс. и фарси Ахриман) — прародитель Лжи, грехов и пороков.
Ангхро Майнью, медлительный в постижении, объятый стра­стью к разрушению [СК], находился в глубинах Тьмы, в преиспод­ней, один. О существовании Ахура Мазды он не знал. Их разделяла Пустота, и Ахура Мазда пребывал — наверху, над Пустотой, озарён­ный Бесконечным непостижимым Светом [СК] Анагранам Р а у ч а м а (среднеперс. Анагран) — горним Светом мудрости, всеведения, добродетели, благости и Добра. Он знал, что существу­ет Дух Разрушения [СК], который будет оставаться в неведении ещё три тысячи лет и за это время не предпримет ничего против бога; но потом он наконец узрит горний Свет, прознает о существовании Ахура Мазды и нападёт. Тогда Добро и Зло сойдутся в непримиримой битве. Эта битва затянется на тысячелетия, в неё будут вовлечены все творе­ния, весь — покуда ещё не созданный — мир: боги, звёзды, планеты, стихии, животные. И, главное, люди. Прежде всего именно люди бу­дут отстаивать и крепить Добро праведными поступкам и, или способ­ствовать Злу — греховными.
И Ахура Мазда стал готовиться к грядущей битве — дабы уже в начале времён предрешить её исход.
Прежде всего он создал духовные сущности (Буквально: творения в неземной форме [СК]: вероятно, понятие, сходное по су­ществу с «идеями» Платона.) всех благих творе­ний, которым назначено было появиться в мире: богов, неба, воды, земли, огня, растений, животных, людей {и пророка Заратуштры (среднеперс. Заратушт, в поздней традиции и фарси Зардушт)}.
-------------------------------------------------------------------------------------
«Денкарт» VII. 2.14, «Затспрам» 13.4. Согласно этим источникам, Ормазд создал душу пророка — ф р а в а р т и (авест. фраваши) незадолго до его рождения.
-------------------------------------------------------------------------------------
Три тысячи лет творения Ахура Мазды пребывали в духовном, не­земном состоянии [СК]. А Ангхро Манью всё это время находился в преисподней и ничего не знал об Ахура Мазде.
Но вот наступил назначенный срок. Дух Зла поднялся из глубин Тьмы и направился к пределу, откуда был виден [СК] непостижи­мый божественный Свет Ахура Мазды.
И над зияющим бездонным мраком, из которого он восстал, над Пустотой, тысячелетия разделявшей его и бога, Ангхро Манью уви­дел этот Свет. И понял, что в нём его погибель.
Погасить! Сокрушить! Уничтожить это невыносимое сияние божества! Охваченный яростью Дух Разрушения ринулся сквозь Пустоту вверх, в горнюю высь. Уничтожить!...
Ангхро Манью стремительно летел навстречу богу. Под ним, уда­ляясь, недвижно чернела бездна.
Он вторгся в царство сияния — и остановился, увидев <...> мощь и превосходство, превышающие его собственные [СК]. Здесь, на­верху, Свет Ахура Мазды горел в тысячи крат ярче, чем это казалось Злому Духу из глубины. Ангхро Майнью заметался. Он всё ещё жаж­дал схватки с богом — здесь же, немедленно; он ещё не понял, на­сколько могуществен Ахура Мазда.
Но золотые лучи ослепляли его сиянием Истины и благости. И Дух Разрушения отступил.
Когда он покинул царство горнего Света, Ахура Мазда спустился к пределам бездны и предложил мир Духу Разрушения.
—   Дух Разрушения! — молвил он. — Присоединись к моим творе­ниям, воздай мне хвалу и добровольно признай моё господство во Все­ленной. Если ты поступишь так, как я говорю, а не иначе, то награ­дой тебе и твоим созданиям будет бессмертие, избавление от жажды зла, снедающей тебя, и обретение высшей благодати в Истине (Прообраз свободного выбора между Добром и Злом, который в жизни делает чело­век).
—    Нет! Я никогда этого не сделаю! — ответил богу Ангхро Манью. — Никогда! И знай, мой враг, что я не только отвращу от тебя все твои творения, но заставлю их поклониться и служить мне!
А объяснение такого [поступка Ангхро Майнью] — оно в том [заключается], что Злому Духу увиделось в таких действиях [Ахура Мазды], будто Ахура Мазда беспомощен и [оттого] обратился к нему: он, стало быть, из-за слабости своей попросил о мире; и он [Злой Дух] не согласился, ибо решил одолеть [Ахура Мазду] в битве с ним.
-Ты ошибаешься, Злой Дух, — сказал Ахура Мазда. — Этого не
будет. Это не в твоей власти. Я могущественней тебя.
- Нет! Я одолею тебя и воцарюсь навечно! — проревел Ангхро
Майнью.
Ахура Мазда задумался. Наделённый всеведущей мудростью, он знал то, чего не знал медлительный разумом Злой Дух: в грядущей битве победа Добра над Злом не была предопределённой. Если бы сражение началось сейчас, то победителем мог выйти и Ангхро Май­нью. Победа Ахура Мазды становилась предрешённой только в том случае, если бы мировой исторический цикл был ограничен во време­ни. В бесконечном времени зерван акарана благому богу нужно было создать конечный временно»! промежуток зерван даргахвадата — девять тысяч лет, в течение которых свершится вся мировая история. Ахура Мазда знал, что тогда первые три тысячи лет пройдут цели­ком согласно [его] воле [СK]. Это будет Эра Творения. Пустота, раз­деляющая царство Света и преисподнюю, превратится в то, что ны­не называют «воздухом»; там появятся светила, звёзды, земля и земной мир. Затем наступит Эра Смешения Добра и Зла: два начала столкнуться в сотворённом мире, и следующие три тысячи лет пройдут в смешении согласно воле Ахура Мазды и воле Ангхро Майнью [СК]. Битва будет продолжаться до тех пор, пока не родится Заратуштра. С приходом пророка в мир наступит Эра Разделения — последние три тысячи лет мировой истории. Благое воинство начнёт одолевать злые силы, и в назначенный день Зло будет повержено и уничтожено навсегда.
В разных пехлевийских сочинениях продолжительность мирового исторического цикла называется 9 или 12 тысяч лет; во втором случае в цикл включаются 3000 лет, когда Ахриман не знал о существовании Ормазда.
И Ахура Мазда предложил Злому Духу биться ровно девять тысяч лет — как два повздоривших человека, договариваясь о поединке, назначают срок [говоря]: «Давай сойдёмся в такой-то день и бу­дем биться, покуда не стемнеет».
И несведущий Ангхро Майнью принял вызов.
Эта договорённость между благом богом и Духом Зла — она и яви­лась актом творения конечного временного промежутка зерван даргах­вадата в бесконечном времени. Победа Ахура Мазды отныне была предрешена. Но медлительный в постижении [СК] Ангхро Майнью этого не понял из-за своего недоумия. Он думал, что Ахура Мазда вначале предлагал ему мир, боясь сразиться со Злом, ибо Зло силь­ней; и только его отказ вынудил бога заключить договор о поединке. Он рвался в бой и был уверен, что сокрушит Добро.
Тогда Ахура Мазда явил Злому Духу откровение: показал, каков будет конец истории спустя девять тысячелетий. Разрушитель увидел торжество Добра, уничтожение Зла и злых исчадий в огненном море и потоке расплавленного металла, очищение мира, воскресение праведников и их будущее существование, преисполненное благодати, на веки вечные. Ангхро Манью содрогнулся. И тогда бог воспел «Axуна В а й р ь ю» (среднеперс. «А х у н в а р» ) — священную мо­литву, которую в далёком будущем суждено было принести в мир Заратуштре:
Как наилучший Господь,
Как наилучший Глава,
Давший по Истине дело Мазде благое и власть,
Убогих 2 поставив пасти [СК].
-------------------------------------------------------------------------------------
2 Слово, переводимое как «убогий» — «дригу», предшественник персидского слова «дарвиш» — дервиш, имеет особый смысл, означал набожного и смиренного чело века, верного последователя религии. (Примеч. И. М. Стеблин-Каменского.)
-------------------------------------------------------------------------------------
 
«Ахуна Вайрья» — главная зороастрийская молитвенная формула (значение «Ахуна Вайрьи» для зороастрийцев часто сравнивают со значением молитвы «Отче наш» для христиан), названная так по начальным словам «йата ахуна вайрья...» — «как Господь наилучший...». Её авторство принадлежит Заратуштре — в этом сходятся зороастрийская религиозная традиция и современная наука»53. (Семь из гат Заратуштры («Ясна» 28—34) написаны тем же ритмическим разме­ром, что и «Ахуна Вайрья»; отсюда название этой группы гат: «Гаты Ахунавати».)
«Ахуна Вайрья» не содержит каких-либо конкретных просьб к богу со стороны ве­рующего: верующий лишь заклинает бога, чтоб утвердилась его воля и наступило его царствие — в этом принципиальное отличие «Ахуна Вайрьи» (и некоторых других мо­литв «Ясны») от традиционных индоиранских молитв и литургических гимнов «Ригведы» (см. с. 8—10). О более точном истолковании смысла при современном уровне наших знаний говорить, к сожалению, не приходится. Предлагалось множество прочтений текста «Ахуна Вайрьи». Из новейших русских переводов, кроме цитированного выше стихотворного перевода И. М. Стеблин-Каменского, приведём:
а)      Перевод И. М. Стеблин-Каменского, основанный на толковании С. Инслера «Как наилучший Владыка, так и Судья, избираемый в согласии с Истиной. Утверждай силу действий, происходящих от жизни, проводимой с Благим Помыслом, ради Мазды, ради владыки, пастыря бедных».
(Словами «Судья», «Глава» передаётся авестийское понятие Рату — духовный наставник и религиозный судья в арийском племени. Согласно зороастрийской религиозной системе, Рату поставлены над всеми классами благих живых существ и творений материального мира.)
б)     Стихотворный перевод В. Ю. Крюковой: «Как избранный Владыка, — / Так праведный Глава, / Благой податель Мысли, /Дел в мире ради Мазды, / Что властъю ради Господа / Пасти поставлен нищих».
 
-------------------------------------------------------------------------------------
Выстоять перед священными словами молитвы, преисполненными красоты, Истины и Добра, Разрушитель не мог. Когда Ахура Мазда воспел первые семь слов, Ангхро Майнью сжался всем телом от страха; когда прозвучали следующие семь — он пал на колени; ко­гда же «Ахуна Вайрья» была воспета вся целиком, Дух Зла был охвачен смятением и низвергнулся обратно во Тьму. И он оставался в смятении три тысячи лет.
Война была объявлена, но ещё не началась. Три тысячи лет Ахура Мазда готовился к ней и творил мир. Всё вершилось в согласии с его волей.
Сначала он создал Амеша Спента (среднеперс. Амахраспанд) — Бессмертных Святых.
-------------------------------------------------------------------------------------
По «Бундахишну», было сотворено шесть Амахраснандов, а седьмым является cам Ормазд [СК]. Мифы о рождении Бессмертных Святых противоречивы: в «Младшей Авесте» Ахура Мазда обычно называется их отцом; согласно одному из поздних мифов, Ормазд поочерёдно зажёг семь светильников-Амахраспандов.
-------------------------------------------------------------------------------------
Прежде всего, в противовес Духу Зла Ангхро Манью, появился Святой Дух Спента Майнью, воплотивший в себе творческую мощь и благость Ахура Мазды.
-------------------------------------------------------------------------------------
Зороастрийские тексты практически никогда не причисляют Спента Майнью к Бес­смертным Святым (исключений всего несколько, напр., «Яшт» 19.16, цитируемый да­лее в стихотворном переводе). В разных источниках создателями благих творений ма­териального («телесного», букв.: «костного», то есть наделённого плотью) мира назы­ваются Ормазд и Спента Майнью; иногда они действуют совместно, при этом Ормазд пребывает в «духовной» («меног») сфере и творит на уровне «идей», а Спента Майнью воплощает его волю в материальные творения. Согласно «Яшт» 8.48, Спента Майнью создал всё живое. В «Гатах» Святой Дух фактически тождествен Ахура Мазде.
-------------------------------------------------------------------------------------
Затем возник Boxy Мана (среднеперс. Вохуман, в поздней традиции Бахман) — «Добрая Мысль»; божество, которому было назначено стать покровителем домашнего скота и народов, ведущих оседлую жизнь и занимающихся самыми праведными делами — ското­водством и землепашеством.
Потом был создан Дух Аша Вахишта (среднеперс. А р т в а х и ш т) — «Лучшая Истина», покровитель стихии огня. Ему предо­пределялось хранить, укреплять и поддерживать законы, праведность и мораль — везде: и в мире, и в скотоводческих общинах, и в семьях зороастрийцев.
Следом за Аша Вахиштой появилось божество Хшатра В а й р ь я (среднеперс. Шахревар) — «Благое Царствование», «Власть Желанная»; покровитель металлов и неба.
И, наконец, появились остальные Бессмертные Святые: Спента А р м а й т и (среднеперс. Спандармст) — «Святое Благочестие», покровительница земли; бог Хаурватат (среднеперс. А у р в а т, в Поздней традиции Хордад) — «Целостность», «Здоровье», покрови­тель водной стихии; и Амертат — «Бессмертие», покровитель рас­тений.
Так возникли высшие божества Амеша Спента,
{Семеро единодумных.
Семеро единогласных,
Семеро единовластных,
Имеющих мысль, и слово,
И дело одно и то же,
И одного родителя
 И одного повелителя —
Ахура Мазду Творца.
Видящих душу друг друга
В думах о мысли благой,
В думах о слове благом
 В думах о деле благом.
<...>
Творений Ахура Мазды Они — творцы, созидатели,
Создатели и хранители,
И стражи, и покровители [СК].}
(«Яшт» 19.16-18.)
А тем временем Ангхро Манью, укрывшись в чёрной преисподней Тьме, порождал свои мерзкие исчадия — дэвов (авест. даэва, древнеперс. дайва) — злых демонов, которые должны были проти­воборствовать благим божествам — а х у р а м.
Сначала царство Тьмы произвело А к a Maнy (среднеперс. А к о  ман) — «Злую Мысль». Всеведущий Ахура Мазда предвидел рожде­ние этого исчадия; потому он и создал среди божеств Амеша Спента «Добрую Мысль» — Boxy Many.
Потом были порождены другие злейшие дэвы: Яндра (среднеперс. Андар), Ш а р у (или: Сару; среднеперс. Шовар, Со в ар), а вослед Нахатья (среднеперс. Накахед, Накиаш), а вослед Тарви, а вослед Заupи (среднеперс. За риг). Тарви и Заири — Голод и Жажда — стали врагами Амертат и Хаурватат.
Одновременно с Aка Маной Злой Дух создал Митаохту (среднеперс. Митохт) — дэва Лжи и лживых мыслей. Так возник Д р у д ж (среднеперс., авест. Друг, древнеперс. Д р а у г а)— Ложь, первопричина всех грехов, преступлений и зла.
-------------------------------------------------------------------------------------
В 1-й главе «Бундахишна» Друдж и Митохт фактически отождествляются; в дру­гих главах выступают раздельно. Ложь-Друдж мыслится как абстрактное начало и в то же время персонифицируется как дэновское существо женского иола: люд­ские грехи оплодотворяют её, и она рождает новые грехи, преступления и пороки. Однако из-за фонетического совпадения с грамматической формой мужского рода в русском языке имя Друдж обычно склоняют как мужское. В «Авесте» слово «друг» употребляется и нарицательно — в значении «дэвовское существо женского пола».
-------------------------------------------------------------------------------------
Этой отврати­тельной твари было назначено сделаться главным врагом Аша Вахишты и Хшатра Вайрьи, главным супротивцем их миссии по поддержа­нию Истины, справедливости и праведности.
И, наконец, в мир явился последний верховный дэв — А й ш м а (среднеперс. Эшм) — «Буйство», «Ярость»; воплощение разнузданно­сти и недисциплинированности, подлый вдохновитель грабежей, наси­лий, убийств, покровитель разбойных набегов кочевников, угоняющих у оседлых скотоводов скот и приносящих его в жертву дэвам.
{Сколь же мудрым и прозорливым был Ахура Мазда! С самого на­чала творения он предвидел, что Ангхро Манью породит триаду, во­площающую злое начало, и знал, почему должно случиться так: ведь праведность каждого зороастрийца будет определяться тем, насколько он соблюдал завет бога, который откроет людям Заратуштра — свя­щенную триаду «xумата—хухта—хвашта» — «добрые помыслы — добрые речи—добрые дела». Этот завет Мазда и олицетворил в своей небесной триаде: Boxy Мана—Aшa Вахишта—Хшатра Вайрья. Дух Разрушения противопоставил триаду Ака Мана—Друдж—Айшма: злые мысли, ложь и преступления.}1
-------------------------------------------------------------------------------------
Искусственная вставка в содержание «Бундахишна». Разного рода «иерархические классификации» Амахраспандов и верховных дэвов встречаются в том или ином виде почти во всех среднеперсидских богословских трудах. Иногда в триаду Добра вместо Шахревара входит сам Ормалд; в этом случае он олицетворяет Марапанд (авест. Мантра Спента) — Святое Слово.
-------------------------------------------------------------------------------------
Потом благой бог стал творить материальный мир на месте былой пустоты.
{Сначала было создано небо, светлое и ясное, с далеко прости­рающимися концами, в форме яйца, из сверкающего металла <...> Вершиной оно достигало до Бесконечного Света [СК] — обители Ахура Мазды, а всё [последующее] творение было создано внутри неба — как в замке или в крепости, где хранится всякое оружие, необходимое для сражения, или как в доме, в котором есть все вещи [СК].
Вторым творением Ахура Мазды была вода.
Третьим творением была Земля. Бог поместил её в середине неба, как яичный желток в середине яйца [СК]. Она предназначалась для скота и мирной пастьбы и была ровной, гладкой, без единого холмика. Со всех сторон Землю окружили вселенские воды, а в недра её Ахура поместил минералы и руду. Земной шар на треть состоял из гранита на треть из песчаника и на треть из плодородной почвы и глины.}138
(«Большой Бундахишн» 1 20—24.)
-------------------------------------------------------------------------------------
Сходное описание Вселенной даётся в «Меног-и Храт»:
 а) 9.7: небо сделано из блестящего железа, которое называют также «сталь» [Ч]; в другой редакции это­го же пассажа — из кровавого камня (то есть рубина — вероятно, подразумевается Цвет неба на заре; сравн. в «Бундахишна 12.(5: гора Усиндом <...> состоит из рубина из небесного вещества);
б) 44.8—10: небо, земля > вода и всё остальное (что находится] внутри овала, напоминает птичье яйцо. Небо в изделии Ормазда уст­роено наподобие яйца, и Зе.мля {находится] посредине неба подобно тому, как желток — посередине яйца [Ч]
-------------------------------------------------------------------------------------
В небе, между царством Бесконечного Света и Землёй, Ахура Маз да поместил светила: ближе всего к земле — неподвижные звёзды, над ними — Луну (авест. Маха, среднеперс. Мах), и ещё выше — Солнце (авест. Хвархшайта, среднеперс. X у р ш е д).
Путь Солнцу был проложен — с востока на запад; ни к югу, ни к северу оно отклониться не могло, — так что круглый год день был ра вен ночи.
Звёзды были размещены в двенадцати главных созвездиях, назва­ния которых: Ягнёнок, Бык, Два Портрета, Краб, Лев, Колос, Ве­сы, Скорпион, Кентавр, Козерог (Прочтение слова затруднительно; буквально, по-видимому: «Козёл-вожак [стада]»), Ковш, Рыба [СК].
-------------------------------------------------------------------------------------
Во Введении (с. 15) говорилось о попытках зороастрийских теологов привести ас трономо-астрологические знания в соответствие с космологическими мифами «Авесты» и легендарной историей Ирана. Миф о сотворении Солнца и зодиакальных созвездии («Бундахишн» 2.1—4; 3.12; 5.1; «Затспрам» 2.1 и др.) — один из примеров, когда «увязка» делалась чисто механически. Эти созвездия Ормазд, естественно, размещает на эклиптике (линии кажущегося годового движения Солнца по небесной сфере); и в то же время «день равен ночи» — Солнце постоянно находится в точке весеннего равно­денствия (примерно на границе созвездий Овна и Рыб - К настоящему времени, как известно, точка весеннего равноденствия сместилась к границе созвездий Рыб и Водолея.); оно неподвижно закреплено на эклиптике — то есть, по фабуле мифа, эклиптики ещё не существует.
В начале 1 тыс. до н. э., когда Зодиак вошёл в астрологическое употребление, и в период, когда складывалась гороскопная астрология (V — II вв. до н. э.), о прецес­сии известно не было(Прецессия — букв.: «предварение равноденствий»; смещение равноденствен­ной точки навстречу движению Солнца по эклиптике. Полный период прецессии
25850 лет, то есть ок. I дуговой минуты в год.). Астрологические знаки Зодиака — отрезки эклиптики по 30 градусов дуги — совпадали с одноимёнными зодиакальными созвездиями. Явление прецессии было открыто Гиппархом во II в. до н. э., но в астрологии оно стало учиты ваться намного позднее. Ещё Марк Манилий, автор компендиума астрологических зна­ний «Астрономика, наука о гороскопах» (I в. до н. э.) не различает понятий «созвездие» и «знак». Автор «Бундахишна», как явствует из других фрагментов, также не видит между ними разницы, однако явление прецессии учитывает (хотя с мифоло­гией соотносит его опять же искусственно, с очень грубыми натяжками — см. внутри текстовый комментарий на с. 191 —193).
-------------------------------------------------------------------------------------
Двенадцать главных созвездий, по подобию боевого войска, кото­рому назначено в сражение, <...> для подмоги получили в подчинение все прочие созвездия из остальных 6480-ти звёзд; и над теми созвездиями были поставлены четыре командующих, назначенные [военачальниками на четыре стороны [горизонта). Это были: Тиш три я (среднеперс. Т и ш т а р — Сириус) — командующий на востоке, Сатаваеса (среднеперс. С а д в е с)— командующий на юге, Ван ант (среднеперс. Вананд)командующий на за­паде, Хафтаринг а (среднеперс. Хафторенг — «Коши» Большой Медведицы) — командующий на севере, а Мех и Гах [Полярная звезда/, называемая также М е х - и м ийан Ас ма н [Гвоздь в середине неба] [СК], возглавил всех воевод.
-------------------------------------------------------------------------------------
Относительно идентификации звезды Сатаваеса существуют две гипотезы: 1) Антарес (альфа Скорпиона) и 2) Канопус (альфа Киля, вторая по яркости звезда после Сириуса). Большинство исследователей отождествляют Сатаваесу с Антаресом, поскольку звезда Канопус видна лишь в южной части территории Ира на, да и то теоретически: над горизонтом она поднимается очень невысоко, так что её скрывают любые неровности рельефа — холмы, горы и т. п.
И. М. Стеблин-Каменский упоминает о существовании гипотезы, согласно ко­торой Сатаваеса отождествляется со звездой Альдебаран (альфа Тельца) (см.: А ве­ста. С. 187). Если автору удастся ознакомиться с соответствующей публикацией, он, возможно, признает доводы в пользу этой гипотезы убедительными; пока жо она представляется ему наименее состоятельной: Альдебаран в северных широтах восходит близ точки востока, кульминирует довольно близко к зениту, его гелиа­кические восходы (первая утренняя видимость) на широтах Ирана в древности приходилась на конец мая — начало июня — на два месяца раньше, чем у Сириу­са (конец июля — начало августа; начало сезона дождей) (см.: Бикерман Э. С. 160—161); наконец, и на небесной сфере Альдебаран расположен примерно на 30 градусов северней Сириуса (ближе к звезде Кохаб (бета Малой Медведицы), кото­рая тогда была полярной), — какая может быть у Альдебарана связь с югом и «южными каршварами» (см. далее — с 107), остаётся совершенно непонятным.
 
-------------------------------------------------------------------------------------
По другой версии, Садвес — командующий на западе, а Вананд — на юге.
-------------------------------------------------------------------------------------
     Бундахишн» 2.7 — SBE. Vol. XVIII. Р. 12. В основном тексте приведён русский перевод И. М. Стеблин- Камснского с издания: Hen nig W. В. An Astronomical Chapter of the Bundalibshn // Journal of the Royal Asiatic Society. 1942. P. 230— 233. — Цит. no: Дрезден М. C. 344.
-------------------------------------------------------------------------------------
       Ис­ходя из этого, Е. Вест отождествил Вананд с южной звездой Фомальгаут (альфа Южной Рыбы), небесная широта которой примерно та же, что и у звезды Антарес-Садвес: примерно на 30 градусов южнее небесного экватора. Однако во всех остальных зороа­стрийских текстах Вананд фигурирует явно как звезда северного неба: например, она почти всегда упоминается в паре с Хафтарингой—Хафторенг - семизвездьем «Ковша»; согласно «Меног-и Храт» 49.12, Вананд охраняет врата ада, который, по зороастрийским представлениям, находится на севере. В настоящее время большинство исследова­телей отождествляют Вананд с Вегой (альфа Лиры). Сатаваеса же однозначно описы­вается как южное божество — податель дождей на юге. Разночтения в списках «Бундахишна», касающиеся этих двух звёзд, трудно объяснить чем-либо иным, кроме ошибки переписчика.
-------------------------------------------------------------------------------------
Вообще в «астрономических» фрагментах «Бундахишна» отразились разновремен­ные представления — от индоиранских до позднесасанидских. Из-за этого нельзя с уве­ренностью отождествить Полярную звезду: для раннего Средневековья, когда составлялся «Бундахишн», это — звезда Кохаб (бета Малой Медведицы), но в авестийской традиции, которую «Бундахишн» излагает, это должна быть ещё (из-за прецессии) звезда Тубан (альфа Дракона). Сам же фрагмент о «звезде в середине неба» допускает лишь предположтельное прочтение; по другому толкованию, текст читается следующим образом: Великий [то есть главный над всеми четырьмя звёздами-военачальниками], которого именуют Гах и которого почитают наиблистательнейшим в середине неба — [он,] покуда в мир не пришёл Разрушитель, из пяти |божеств-гах| был по­луденным: это — Рагштвин. (О божествах-гах, стражах суточного времени, см. да­лее — с. 99.)
Сведения, подобные тому, что Полярная звезда находится «в середине неба», то есть близко к зениту — как она видна на широтах крайнего Севера, — в зороастрий­ских текстах встречаются сравнительно редко. Гораздо больше такого рода сведений содержится в древнеиндийских священных книгах и эпосе: созвездия, которые в Индии заходят за горизонт, названы «незаходящими»; о Полярной звезде говорится как о «сияющей над головой»; многократно упоминается далёкая страна, где день и ночь длятся по полгода ( Сравн. «Видевдат» 2.40—41: ...один раз заходящими и восходящими кажутся звёзды, Луна и Солнце. И одним днём казался год |СК] — с. 162.) и т. п. Соответствующие фрагменты в древнеиндийских и зороаст­рийских памятниках письменности дали начало так называемой «полярной теории», возникшей в XIX в. и просуществовавшей до 1920-х гг. Приверженцы «полярной теории» считали, что все такие сведения — это обрывочно сохранённые фольклором, переосмысленные и уже на поздней стадии зафиксированные письменно свидетельства о древнейших местах обитания ариев — на крайнем Севере, за полярным крутом; выска­зывалось даже предположение, что прародина ариев находилась в Арктике, где до Лед­никового периода якобы был материк с тёплым климатом.
-------------------------------------------------------------------------------------
Описание зимы и потопа в «Видевдат» 2.22—25 (с. 160—161) сторонники «по­лярной теории» считали описанием реальных событий — всемирного оледенения и последующего таяния льдов, в описании климата мифической прародины ариев Арьяна Вэджа (авест. «Арийский простор»; среднеперс. Э р а н в е ж — «Иранский простор») («Видевдат» 1.2—3 — с. 112—113) видели описание запо­лярного климата.
-------------------------------------------------------------------------------------
В настоящее время дока­зано, что сведения о природных и астрономических явлениях, характерных для крайнего Севера, проникли в фольклор индоариев (а также скифов, среднеазиатских и южноевропейских кочевников, были известны античным писателям) в результате их контактов с народами, жившими на севере. Подробнее об этом см.: Бон гард - Левин Г. М., Г р а н т о в с к и й Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983.
-------------------------------------------------------------------------------------
Так Вселенная разделилась на три части.
Наверху, над Солнцем, был Дом Хвалы Ахура Мазды — рай, цар­ство Бесконечного Света и Добра.
Внизу зияла Дужахва — «Место плохого бытия», преисподняя; царство Тьмы и Зла, кишащее порождениями Ангхро Майнью.
А посередине, где прежде была Пустота и где теперь волею Мазды находились небо и Земля, — там Добру и Злу предопределено было вскоре смешаться и начать битву.
Четвёртым творением Ахура Мазда были растения.
Пятым он создал Первозданного Быка {в Арьяна Вэджа. <...> на берегу благой реки Датии 46, там, где находится центр земного мира, и был этот Бык белым и сияющим, как Луна [Г].} 47
-------------------------------------------------------------------------------------
46 Характерное противоречие: но логике мифологического сюжета создание Арьяна Вэджа и Датии (как и всех других стран и рек) относится к более позднему этапу творения мира, нежели создание Первого человека и Быка. В а х в и Д а т и я (авест. «Благая Датия»; среднеперс. Д а и т и к, Д а и т и х) — Амударья.
47 «Большой Бундахишн» 2.26, в «Затспрам» 2.6 кратко.
 
 
-------------------------------------------------------------------------------------
И последним, шестым телесным творением Ахура Мазды был Пер­вый человек — Гайа Мартан (среднеперс. Гайомарт), {который сиял, как Солнце [Г]. Гайа Мартан тоже был создан в Арь­яна Вэджа на берегу Датии — он был на левом берегу, а Бык — на правом берегу [71].
Ахура Мазда сотворил Гайа Мартана и Быка из земли <...> А из света и влаги неба он сотворил семя людей и быков <...> И он вложил [его] в тела Гайа Мартана и Быка для того, чтобы от них могло пойти обильное потомство людей и скота [СК].} («Большой Бундахишн» 2.26, в «Затспрам» 2.7 кратко.)
-------------------------------------------------------------------------------------
Согласно поздней версии мифа, известной по пехлевийскому «Ривайату» (46.4—5) и «Шайаст на-Шайаст» (1), Ормазд сначала сотворил весь мир в своём теле, а затем, в течение второго 3000-летнего периода, создал небо из головы, землю из ног, воду из слёз, растения из волос, огонь из своего божественного разума и Первобыка из правой руки.
-------------------------------------------------------------------------------------
И все три тысячи лет Ангхро Манью не выходил из преисподней. Он готовился к схватке с богом и создавал себе на подмогу новых и новых исчадий — дэвов и   п а и р и ка.
В мире единовластвовало Добро. Но Эра Творения, когда всё сущее вершилось согласно воле Ахуры, близилась к концу.
А Гайа Мартан жил на земле. Его величие и праведность составля­ли одну треть величия и праведности Заратуштры, грядущего в мире. Гайа Мартан проводил дни, занимаясь самым угодным и любезным Ахура Мазде и самым ненавистным Ангхро Манью делом: пахал зем­лю и ухаживал за Быком.
Мазда видел это, и сердце его преисполнялось болью и сострадани­ем. Он знал, что благоденствие Первого человека недолговечно: скоро в мир ворвётся Дух Зла, земля наполнится бедствиями, и людям, ко­торые произойдут от Гайа Мартана, предстоит долгая мучительная борьба с Друджем и дэвами. Будут засухи и неурожаи. Будут зимы с пронизывающими холодами. Будут опустошительные набеги кочевни­ков, приверженцев Айшмы, угоняющих скот и убивающих его, дабы усладить своих покровителей-дэвов неправедной кровавой жертвой. А Гайа Мартан даже не знал, что и сам он, и его Первобык — смертны; он вообще не знал, что такое смерть.
И однажды Ахура Мазда призвал к себе фраваши праведных и держал совет с их разумом:
—   Бедствия и горести, дэвами порождаемые, обрушатся на мир в неисчислимом множестве и заполонят его, — возвестил он. — Грянет бой — шесть тысяч лет не будет ему конца. Против Друджа и Зла, за Добро и Истину-Аша придётся встать — вам. Я вложу в ваши руки оружие, которое наповал разит дэвовскую нечисть: «хумата—хухта— хваршта» — добрые помыслы, добрые речи и добрые дела. Но дэвы и паирика станут всячески совращать вас с пути праведности, строить козни, посылать лжеучителей, лжепророков — и многие не устоят. Это будет страшный бой. Слезами и страданиями будет устелен путь к конечному торжеству Добра. Готовы ли вы? Решайте и выбирайте са­ми: что для вас благостней? та ли стезя, если я, Ахура, дав вам телес­ное воплощение, пошлю вас в мир и буду там всячески оберегать от злокознен Ангхро Майнью; или же вы сами будете противостоять Друджу, много претерпите горя, но выстрадаете победу над Разруши­телем — и тогда все праведники воскреснут и сделаются бессмертными на веки вечные?
Фраваши праведников внимали словам Творца.
—   Мы выбираем битву с Друджем и друджвантам и, приверженцами Лжи, — был их ответ.
-------------------------------------------------------------------------------------
Весь эпизод о предоставлении фраварти свободного выбора, вероятно, является по­пыткой (логически безупречной) разрешить ту самую богословскую проблему, на кото­рой у Достоевского основан атеистический бунт Ивана Карамазова и которая во все ве­ка была истоком различных христианских ересей: чем объяснить существование Зла и мире, если бог добр и всемогущ? Для зороастрийца вопрос о первопричине Зла не сто­ит: два начала извечны, и битва между ними продолжается по сей день, — однако не­возможность немедленно уничтожить Зло противоречит доктрине о всемогуществе бла­гого Ормазда. (Впрочем, эта доктрина намечается в зороастрийской теологии поздно. Образ Ахура Мазды в «Авесте» никак не соответствует представлению о всемогущем божестве: Ахура Мазда, например, сам просит помощи у я зато в и молится им.)
Религиозные течения, условно называемые «зороастрийскими ересями», видели причину людских страданий в том, что мир пребывает во власти Ангхро Майнью, ко­торый будет низложен Ахура Маздой в назначенный срок (зерванизм, с. 118); и в том, что материальный мир сам по себе, как таковой, есть Зло, а «область Добра» есть об­ласть «духовного существования» (манихейство, с. 121).
-------------------------------------------------------------------------------------
Фраваши праведных выбрали битву с Друджем — и Ангхро Май­нью, собравшийся уже вторгнуться в мир, застыл, оторопев. Дух Зла был поражён величием людей. Мерзкие мысли Ангхро Майнью смеша­лись, воля дрогнула. Он посмотрел на Гайа Мартана, и недоброе пред­чувствие охватило его.
Он боялся. Боялся человека и рабочего быка. В скотоводах и паха­рях он предощутил свою гибель.
Шли годы, проходили десятилетия, — а Дух Зла всё не решался напасть на мир, сотворённый Ахурой. Наконец, дэвы, истомившись от безделья, приступили к своему повелителю и наперебой стали убеж­дать его, что нора начинать сражение.
Они дважды рассказали про свои собственные злые деяния, но не воодушевило это его; и тот мерзкопагубный Злой Дух, из страха перед праведным человеком, был не в состоянии поднять башку, покуда [перед ним] не явилась по прошествии трёх ты­сяч лет зломерзостная Дж е х, дэв похоти.
-------------------------------------------------------------------------------------
В «Авесте» по отношению к дэвам употребляются слова так называемого «дэвов ского» лексикона: у них не «головы», а «башки»; не «руки», а «лапы»; не «рты», а «челюсти»; они не «ходят», а «шатаются» и т. п. (Примеч. И. Л/. Стеблин Каменского.)
В сасанидском зороастризме — олицетворение «нечистоты» менструации (женщина во время месячных считалась «нечистой», не имела права совершать молитвы, не допускалась ни к каким ритуалам (кроме очистительных), не могла при­ближаться к огню и др.).
-------------------------------------------------------------------------------------
- Пора начинать! — возопила она. — Взгляни, отец, какое нас несметное полчище, — а ведь мы породим разной погани ещё тысяче­кратно больше! Восстань, отец наш! Ибо я в том сражении изо­лью столь много отравы (По другому прочтению: столь много бедствий) на праведного человека [и] его быка рабочего, что из-за моих деяний жизнь и не [будет] желанна; и я изничтожу их души живые, я испорчу воду, я испорчу растения, я испорчу Огонь Ахура Мазды, я сделаю всё творение Ахура Мазды испорченным!
И Злой Дух решился.
Так закончилась Эра Творения.

 

 

 

Разделы