«Az hama gunah patet pashemanum, Nemasete idha iristanam urvano yazanaide Yao ashonam fravashayo».
«Мы раскаиваемся во всех наших грехах.
Наше почтение вам (души усопших).
Мы поминаем здесь души усопших С духом святым».
(Намаскар Дохма Но)
Краткое описание освящения Башни Молчания (Дохмы) представит собой интерес как для зороастрийцев, так и для не-зороастрийцев. Оно может быть разделено на части:
I. Кодари Марви.
II. Церемония Тана.
III. Непосредственно церемония освящения.
I. КОДАРИ МАРВИ
Буквально это означает «ударять первую лопату». В центре места, выбранного под Башню, священник проводит церемонию «кхуб», за которой следует чтение Баджей в честь (1) Сраоши, ангела-хранителя душ умерших, (2) Ахура- Мазды, Творца мироздания, (3) Спента Армаити, Архангела, хозяина земли, часть которой теперь должна быть использована для построения Башни, (4) Ардафраваши, то есть всех усопших душ, и (5) Хафт-Амешаспанд, то есть семи Архангелов. Затем священник берет в руки лопату и начинает читать молитву Сраоша Бадж вплоть до слова «Ashahe» и роет землю, необходимую для строительства Башни. При дом он читает молитву Ахунавар 21 раз. Чтение Сраоши Задж завершено.
II. ЦЕРЕМОНИЯ ТАНА, ИЛИ ОСНОВАНИЯ
После того, как участок земли выкопан рабочими, два священника проводят церемонию Тана. Хлопчатобумажная тесемка из ста одной «тана» (белой нити) подготовлена, трижды вымыта и высушена. После проведения церемонии "Кхуб" и чтения Баджа, держа пайванд между собой, два священника устанавливают 301 железный гвоздь различных размеров с одним Ахунаваром для каждого в различных местax круга в предписанном порядке. Сначала вбивается центральный гвоздь весом один маунд без отверстий. Затем четыре боковых гвоздя, имеющих по три отверстия,каждый весом в половину маунда. После того, как закончили устанавливать оставшиеся гвозди, священники перевязывают "тана", или нить, через гвозди в определенном порядке. Затем яму закапывают землей, и каменные работы в фундаменте продолжаются. Тысячи приверженцев зороастризма собираются, чтобы увидеть церемонию. Присутствие на освящении Башни в течение жизни считается похвальным.
Значимость церемонии Тана
Великий востоковед и эрудированный богослов Шамсул-Улема Дж. Дж. Моди так объясняет значимость этой Церемонии Тана («Религиозные церемонии и традиции «ареов», стр. 236):
«Авеста и древние книги на среднеперсидском языке ничего об этом не говорят. Представляется, что значимость заключается в следующем: так как в Видевдате предписано, что земля не должна быть загрязнена трупами, но должна быть открыта, думается, что эта церемония Тана означает, что планируемая Башня должна загрязнять землю только до уровня ее грунта. Нить по всей своей длине ограничивает, удерживает загрязнения. Если имеет место загрязнение, оно находится в пределах четырех углов стен Башни, не ниже. Как уже было сказано выше, положение гвоздей и нитей указывает на положение различных частей Башни, когда она будет завершена. Из описания Башни мы видим, что она имеет четыре подземных водостока, через которые дождевая вода и другие осадки, падающие на тела, в Башне уходят в землю. Территория этих подземных водостоков, которые, вероятно, несут загрязненную воду, также некоторым образом ограничена четырьмя двойными рядами, каждый из которых состоит из тридцати двух гвоздей и их нити. И вновь, весь процесс забивания гвоздей начинается с центрального большого гвоздя, и весь процесс натягивания нити заканчивается в том центральном большом гвозде. Думаю, это указывает на мысль о единении в Начале и единении в Конце пути. Мы все происходим из Одного, и мы все уходим в это Одно. Все творение едино при рождении. И оно едино в его конце. Одно есть во Всем. Все есть в Одном».
III. ЦЕРЕМОНИЯ ОСВЯЩЕНИЯ
Все здание трижды начисто моется. Церемония освящения длится четыре дня. Вокруг Башни рисуют пави. В центральном колодце (Бхандар) два священника проводят церемонии Язишна в Хаван Га и церемонии Видевдат ночью в Ушахин Га три дня подряд, в честь ангела Сраоши, который охраняет души умерших.
На утро четвертого дня церемония проводится в честь Дадара Ахура-Мазды. Бадж и церемонии Афринган проводят в честь Ахура-Мазды, Аспандармард, Ардафраваш и Сраоши. И, наконец, читают Тандарости во имя человека, за чей счет строят Башню. Когда церемония подходит к концу, пришедшие зороастрийцы входят в Башню, чтобы посмотреть на нее, и бросают золотые, серебряные и медные монеты в центральный колодец. Некоторые набожные единоверцы бросают даже свои кольца и украшения.
«Не оскверняйте землю», учил нас Святой Заратуштра, и помня его наставление, зороастрийцы не захоронили ни одного мертвого парса в г. Карачи в родную землю, чтобы не осквернить ее своим тлением. Мертвое тело быстрее вновь раскладывается на элементы способом, применяемым парсами, чем медленным и отталкивающим способом интернирования. Мы должны иметь в виду, что наши Башни (Дахмы) - это не просто способ избавления от мертвого тела; Башни спроектированы и построены для проведения над мертвым телом зороастрийца определенных ритуалов, имеющих большую значимость в его путешествии в потусторонний мир и выполнении задания при жизни после смерти.
Даже самые выдающиеся и просвещенные не-зороастрийцы рассматривают способ избавления от тела у зороастрийцев как самый быстрый, гигиеничный, эффективный, чистый и дешевый. Марк Твен (Сэмюель Клемнс), самый выдающийся американский писатель, типичный представитель своего времени, писал после посещения Дахмы в Бомбее в 1896 году:
«Нельзя не восхититься, глядя на идеальную систему Щ защиты мира живых от инфекции, идущей от мертвых - я в виду восхищение при виде этого доказательства того, что современная наука осталась позади древних народов в столь важном деле».
Подобным образом, д-р Анни Бесант заметила 28 сентября 1896 года: «Способ избавления от тел мертвых таков, что он не причиняет вреда миру живых и быстро разлагает тело на элементы, из которых оно составлено».
Интересно узнать, что община зороастрийцев в г. Карачи все еще использует две Башни Молчания, освященные более ста лет назад. Маленькая Башня известна как «Гхадиали Дохма». Она имеет всего один ряд пави и была освящена в 1847 году. Большая Башня с тремя рядами пави, известная как «Анджуман Дохма», была освящена в 1875 году.
Рисунок. План Башни Тишины
Underground drain - подземный водосток
Underground well - подземный колодец
Central well - центральный колодец
Foot path - дорожка
First row of males - первый ряд (мужчины)
Second row of females - второй ряд (женщины)
Third row of children - третий ряд (дети)
Filter - фильтр Steps - ступеньки