Я – маздаясниец. Исповедую себя (как) маздаясниец, зороастриец, принося клятву и делая выбор.
Присягаю Благой мысли мыслью, присягаю Благому слову словом, присягаю Благому делу делом. Присягаю Вере маздаяснийской, прекращающей набеги, слагающей оружие, поощряющей хвайтвадатху, праведной, которая из сущих и будущих (вер) величайшая, наилучшая
и прекраснейшая, которая Ахуровская, Заратуштровская.
Ахуре Мазде принадлежит все доброe.
Это - присяга Вере Маздаяснийской!
(Ясна 12, 7-9)
Хвайтвадатха – авест. «данный родственнику» в смысле «самопожертвование ради близкого человека» пехл. Хведода – патриотизм, самопожертвование, также изэд, покровительствующий этому. Также – единение со своей «половиной». Во времена позднего зороастризма, не ранее времен Ахеменидов, этот термин стал связываться с поощряемым в то время кровнородственным браком. Во времена Заратуштры этот термин такого значения не имел: ни сам Заратуштра, ни его дети не были в кровно-родственной связи со своими родственниками. Современные зороастрийцы кровнородственные связи также категорически отрицают.
("Хордэ Авеста", пер. Михаила Чистякова, Изд. С.-Петербург, 2005 г., с. 378 . )
Амитис - жена Кира Великого
***************************************************************
Периодически, как правило, в научных кругах, различных статьях раздаются обвинения в адрес зороастрийцев, что они практикуют кровно-родственные браки, женясь на своих сестрах, родных.
Часто цитируют книгу
в разделе "Камбиз" следующее:
...Согласно пехлевийским сочинениям, эта форма брака очень похвальна, особенно если женятся близкие родственники внутри одной семьи - отец и дочь, брат и сестра или даже мать и сын. Название этой формы брака дается в зороастрийском символе веры - Фраваране. Но оно занимает в нем довольно странное место - упоминается в конце пассажа, посвященного возвышенным утверждениям общего характера, а потому, видимо, было вставлено позднее. В этом отрывке (Ясна 12.9) говорится: Я объявляю себя приверженцем веры, почитающей Мазду, веры которая заставляет (врагов) сложить оружие, которая поддерживает обычай хваэтвадата, которая праведна".
... Если бы сообщению Геродота можно было бы доверять во всех деталях, то это означало бы, что западным иранцам до Камбиза брачный союз хваэтвадата не был известен. Однако довольно странно, что обычай, возникший по капризу одного царя, стал вменяться всем верующим в качестве религиозного долга, тем более что Ксанф Лидийский, современник Геродота, сообщает: "Мужчины-маги сожительствуют со своими матерями. Они также могут вступать в связь с дочерьми и сестрами". Возможно, на ранних этапах развития Зороастрийской общины, когда ей приходилось бороться за свое существование, поощрялись браки между верующими, а поскольку их было мало, то в брак вступали и ближайшие родственники. Впоследствии зороастрийские жрецы, склонные к почитанию всего прошлого, пришли к убеждению, что такие браки между родственниками действительно укрепляют религию, а потому похвальны. Так Камбиз стал первым персидским царем, принявшим этот благочестивый обычай, который с тех пор упоминается в литературных сочинениях, документах и исторических источниках. Такого обычая придерживалась знать, священнослужители и рядовые члены общины с 6 в. до н.э. вплоть до 10 в. н.э. ( с тех пор сохраняются браки лишь между двоюродными братьями и сестрами, считающиеся и сейчас наиболее предпочтительными в Иране).
Также приводится цитата из
А у Вираза были семь сестер, и каждая из семи была Виразу женой (15). Они знали наизусть священные тексты, совершали молитвы. Прослышав о том, что предстоит их брату, сестры очень опечалились, заплакали и запричитали. Они пришли на собрание зороастрийцев, низко поклонились и говорят: “Не делайте этого, зороастрийцы, ибо мы — семь сестер, а он — один брат, и каждая из нас семи — ему жена. Мы как семь потолочных балок в доме, опирающихся на одну колонну: если колонну уберут — балки рухнут. Для нас, семи сестер, брат — тот единственный, кто с Божьей помощью обеспечивает нам жизнь, содержание и несет добро. Вы до срока отправляете его из этого царства живых в царство мертвых и без причины делаете нам зло”.
Комментарий переводчика(15) Обычай заключения браков по ближайшему родству восходит к раннему этапу сложения зороастрийской общины. Он просуществовал до Х в. н.э., уступив место браку между двоюродными братьями и сестрами. Считалось, что такие браки лучше обеспечивают согласие в семье и, значит, они наиболее угодны Богу.
Как же так? У рядового читателя возникает недоумение: как такая мудрая традиция как зороастризм может благословлять по сути инцест? Как может религия добра и света поощрять такое не благое действо?
Сам по себе термин "Хвайтвадатха" как видно из перевода выше, несет в себе вполне понятный и обычный человеческий смысл. Если люди создают семью, они должны быть близкими по духу, словно родными, понимающими друг друга. Значение "по крови" нет, т.е. о буквально родственной связи речи нет. Слова Заратуштры, что жена должна быть КАК сестра, означающие духовное родство, стали воспринимать буквально, потеряв связующее слово "КАК".
Понять, что зороастрийцы и подумать о кровно-родственных браках не могли на самом деле очень просто. Современная наука, изучающая генетику и влияние родства крови на потомство доказала издавна известный принцип вырождения такого рода.
Генетики смогли просчитать потенциальный риск рождения нездорового ребенка. Родственники могут иметь разные уровни родства, и, соответственно, они имеют и разный риск рождения больного ребенка.
Генетики классифицируют близкородственные браки следующим образом:
- Родственники первого порядка - это родные братья и сестры, разнояйцовые близнецы, родители и дети. Взаимоотношения между такими родственниками носят название «инцест» и считаются ненормальными. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 60%.
- Родственниками второго порядка-- это дядя, тетя, племянник, племянница, дедушка, бабушка, а также единокровные брат или сестра. Риск рождения больного ребенка у таких родственников около 25%.
- Родственники третьего порядка- это двоюродный брат, двоюродная сестра, сводный дядя, сводный племянник. Риск рождения больного ребенка в браке с таким родственником равен 4-6%.
В таком роду рождаются дегенераты, слабоумные, люди с физическими дефектами. Рыжий цвет волос, доказано наукой, указывает на кровно-родственные связи предков. Известно, что у шотландцев, викингов, в удаленных и изолированных поселениях рождаются рыжеволосые. У фараонов древнего Египта были принято жениться на сестрах. Известно, что в итоге у них рождались дети с различными дефектами.
Во все времена и всех народов старались не забывать это правило. Стоило забыть - и могло начаться вырождение.
В соседней с Персией страной Византии на этот счет были очень строгие правила:
Устанавливая возрастные ограничения для вступавших в брак, закон исключал также браки для лиц, состоявших в родстве вплоть до шестого колена, а в XI-XII вв. - даже до седьмого. Непреодолимым препятствием признавалось духовное родство: кумовья (крестные отцы и матери) и их дети считались родственниками "по духу". Например, за брак (и за связь) крестного отца с крестницей карали, как за кровосмесительство, отсечением носа.
Источник - Как жили византийцы. Семья и брак.
Предположить, что зороастрийцы этого всего не знали, и наоборот, усиленно применяли кровно-родственный союз, значит выступить против истины. Тогда бы они просто быстро выродились. Но все времена зороастрийцы славились своей красотой, здоровьем и благополучием. Значит, исследователи и ученые делают не правильные выводы, кровосмешения у зороастрийцев не было и быть не могло.
То что касается Камбиза II, сына Кира, то стоит понимать, что здесь случай единичный. Поясняет его историческая справка. Видно, что он женился на сестре из-за желания быть похожим на фараонов.
**********************************************
После гибели Кира в 530 г. царем Персидской державы стал его старший сын Камбиз II. Вскоре после восшествия на престол он начал готовиться к нападению на Египет.
После долгой военной и дипломатической подготовки, в результате которой Египет оказался в полной изоляции, Камбиз выступил в поход. Сухопутная армия получила поддержку со стороны флота финикийских городов, которые еще в 538 г. подчинились персам. Персидская армия благополучно добралась до пограничного египетского города Пелусий (в 40 км от совр. Порт-Саида). Весной 525 г. там же произошла единственная крупная битва. В ней обе стороны понесли тяжелые потери, а победа досталась персам. Остатки египетского войска и наемников в беспорядке бежали в столицу страны Мемфис.
Победители двинулись в глубь Египта по морю и суше, не встречая сопротивления. Командир египетского флота Уджагорресент не дал распоряжения об оказании сопротивления противнику и сдал без боя г. Саис и свой флот. Камбиз послал в Мемфис корабль с вестником, требуя сдачи города. Но египтяне напали на корабль и вырезали весь его экипаж вместе с царским вестником. После этого началась осада города, и египтянам пришлось сдаться. 2000 жителей было казнено в отместку за убийство царского вестника. Теперь весь Египет был в руках персов. Жившие к западу от Египта ливийские племена, а также греки Киренаики и город Барка добровольно подчинились Камбизу и прислали дары.
К концу августа 525 г. Камбиз был официально признан царем Египта. Он основал новую, XXVII династию фараонов Египта. Как свидетельствуют официальные египетские источники, Камбиз придал своему захвату характер личной унии с египтянами, короновался по египетским обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки, принял титул "царь Египта, царь стран" и традиционные титулы фараонов "потомок [богов] Ра, Осириса" и т.д. Он участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в Саисе, приносил жертвы египетским богам и оказывал им другие знаки внимания. На рельефах из Египта Камбиз изображен в египетском костюме. Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о рождении Камбиза от брака Кира с египетской царевной Нитетидой, дочерью фараона.
Вскоре после завоевания персами Египет снова начал жить нормальной жизнью. Юридические и административные документы времени Камбиза свидетельствуют о том, что первые годы персидского господства не нанесли значительного ущерба экономической жизни страны. Правда, сразу после захвата Египта персидская армия совершила грабежи, но Камбиз приказал своим воинам прекратить грабежи, покинуть храмовые территории и возместил причиненный ущерб. Следуя политике Кира, Камбиз предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Египтяне, как и представители других народов, продолжали занимать свои должности в государственном аппарате и передавали их по наследству.
Захватив Египет, Камбиз начал готовиться к походу против страны эфиопов (Нубии). С этой целью он основал в Верхнем Египте несколько укрепленных городов. Согласно Геродоту, Камбиз вторгся в Эфиопию без достаточной подготовки, без запасов продовольствия, в его армии началось людоедство, и он был вынужден отступить.
Пока Камбиз находился в Нубии, египтяне, зная о его неудачах, подняли восстание против персидского господства. В конце 524 г. Камбиз вернулся в административную столицу Египта Мемфис и начал суровую расправу с восставшими. Зачинщик восстания бывший фараон Псамметих III был казнен, страна усмирена.
Пока Камбиз в течение трех лет безвыездно находился в Египте, на его родине начались волнения. В марте 522 г., будучи в Мемфисе, он получил известие о том, что его младший брат Бардия поднял восстание в Персии и стал царем. Камбиз направился в Персию, но умер в пути при загадочных обстоятельствах, не успев вернуть себе власть.
**********************************************
Почему в "Книге о праведном Виразе" говорится о 7 сестрах-женах Вираза сложно судить. Текст был записан в Х веке и здесь могли быть какие-то искажения текста. Но зная, что зороастрийцы моногамны, можно предположить что здесь имеется в ввиду символическое, образное значение семи жен-сестр. Даже у мусульман жен не больше 4. Так что данное произведение не может быть рассмотрено как доказательство кровосмешения.
Зороастрийцы всегда уважали знание, науку. Не случайно во всех гимнах Авесты Даэна (вера) упоминается вместе с Чистой (Знание). Сохранились древние знания о влиянии предков на судьбу человека, как тот или иной предок взаимодействует с ним. Именно зороастрийцы настаивают на чистоте своего рода, значимость отсутствия кровосмешения. Эта тема детально и основательно проработана.
Современные зороастрийцы с Иране, Индии категорически отрицают подобные обвинения. Они сами сейчас и их предки ранее создают семьи по завету Заратуштры, берут в жены родную как сестру, близкую по духу любимую женщину. А заявления ученых о традиции кровосмешения они рассматривают как провокационные, порочащие их добрую и светлую традицию.
Статью подготовил Старостин К.В.
дополнительно смотри