Лекции по зороастризму Животовского Тимофея Ивановича. Плюсы и минусы.

Опубликовано star72 -

На ютубе сегодня все больше информации на самые разные темы. В том числе есть и лекции по зороастризму.

Тимофей Иванович Животовский
(р. 1 ноября 1967 г.) — кандидат искусствоведения, поэт, специалист по истории религий и искусству Древнего Востока, экскурсовод, автор более 200 экскурсионных маршрутов по России, Франции, Италии, Ирану и другим странам. В 1985 г. закончил 27-ю историко-литературную школу; в 1986 — поступил в Академию Художеств, которую закончил в 1994-м, тема диплома: "Истоки символизма во французской живописи". В 1994-97 гг. закончил очную аспирантуру в Академии Художеств, тема диссертации: "Теодор Шассерио и выставки парижского Салона в 1836-56 гг."
С 2004 года преподает в Академии Художеств мифологию, с 2007 - Историю мировых религий, с 2009 - Историю искусства Древнего Востока. Помимо Академии читает лекции в школе "Masters", РХГИ, обществе "Знание", сотрудничает с Российской АХ (Москва), Музеем истории С-Пб, Везувианским институтом (Неаполь), университетом "Аль-Захро"(Тегеран), Рижским университетом и т.д. Занимался в литературном объединении Вячеслава Лейкина, публиковался в антологии "Девять измерений", газете "АКТ – литературный самиздат", автор сборника «К полдневным морям».

https://www.youtube.com/channel/UCuTWwAu0ami5m7OsbKWTllw
«Нефиктивное образование»– культурологический проект, альтернативный сложившейся системе официального образования. Его цель – помочь тем, кто чувствует фрагментарность современных образовательных подходов и хочет понимать, кто он и зачем он (с учетом, что такое понимание возможно только в контексте смыслов, которые несет в себе мировая культура).
На канале "Нефиктивное образование" Животовский прочитал две лекции по зороастризму, которые стоит прокомментировать

Первая лекция о зороастризме (18 февраля 2020 г). 28 сентября более 240 тысяч просмотров.

В самом начале лекции Животовский в свойственной ему категоричной " научной" уверенностью сообщает, что сейчас есть настоящие зороастрийцы и не настоящие(!?) (поддельные!?). К не настоящим он относит зороастрийцев в Европе и в России. Тем более не зороастрийцем он называет Павла Глобу. Этот факт по словам лектора, был доказан во время визита Глобы к парсам в Индию.

Любопытно, куда здесь исчез такт, стремление к истине, подтверждение фактами, свойственные ученым людям. Так голословно заявлять множеству слушателей, что ему ведомы критерии кто настоящий зороастриец, а кто нет?!

Животовский наступает на те же грабли, что в свое время делал Стеблин-Каменский в своем послесловии к книге Мери Бойс "Зороастрийцы. Верования и обычия".
Там ученый высказывал ту же идею, что в России нет и не может быть настоящих зороастрийцев, плюс высказывал оскорбления в адрес Павла Глобы.

"Зороастрийская религия открыта для всех". Послесловие к послесловию.
Послесловие переводчика к 4-му изданию

Здесь можно ознакомится с нашим ответом и с самим послесловием. Вот лишь небольшая цитата -

Невозможность существования истинных зороастрийцев в России обосновывается в Послесловии тем, что настоящим зороастрийцем может быть лишь тот, кто родился в семье зороастрийцев. Действительно, такого мнения придерживаются многие парсы в Индии (об этом подробно рассказано в книге Мэри Бойс). Это было обусловлено особыми историческими, политическими и экономическими причинами, когда их предки, спасаясь от преследования мусульман, переехали в Индию. Они были вынуждены так считать, чтобы сохранить традицию. Но уже сегодня этот анахронизм приводит к тому, что численность парсов сокращается (сейчас в Индии около 90 тысяч зороастрийцев). Если же строго следовать этому правилу, можно и самого Заратуштру не признавать зороастрийцем, ведь он родился в не зороастрийской семье. В настоящее время среди исповедующих эту религию все больше распространяется мнение, что зороастрийцем может стать любой человек, свободно выбравший учение Заратуштры и следующий ему в жизни. И это наиболее близко духу учения, так как зороастризм представляет собой открытую религию.

На I Зороастрийском конгрессе, состоявшемся в 2000 году в Санкт-Петербурге, присутствовал потомственный парс и священник из Индии Бурзин Аташбанд, предки которого действительно являются хранителями знаний Авесты. Заканчивая свое выступление на Конгрессе, он сказал: «Зороастрийская религия открыта для всех. Она предназначена не для какой-то группы людей, а для всего человечества. В конце каждого ньяиша и яшта (молитв) зороастриец молится: «Да будет закон Доброй Маздаяснийской Религии, ее знание и вера в семи каршварах Земли!»

Про доказательство относительно визита Глобы к парсам.
Факт в том, что Глоба никогда не посещал парсов! И следовательно утверждение Животовского является ложью, столь порицаемой в зороастризме. Скорее всего лектор "слышал звон, да не знает где он"... К парсам многократно ездил Михаил Чистяков, представитель зороастрийской общины. В ходе последнего визита в Индию в 2010 году Михаил проходил посвящение в мобеды, которое к сожалению, было прервано группой ортодоксальных зороастрийцев, уверенных, что зороастрийцем можно быть только по рождению в семье зороастрийцев.
Подробнее об этом событии можно прочитать здесь, как и оценить комментарии самих парсов (ниже в статье даны ссылки). Факт в том, что само общество парсов разделилось. Не которые придерживаются мнения ортодоксов, но другие выступают за открытость религии.

Михаил Чистяков. Сказ о том, как я чуть было не стал зороастрийским священником.

Mihail.jpg
Михаил Чистяков, младший настоятель Зороастрийской общины Санкт-Петербурга. Фото на обложке журнала «Парсиана». Мумбай. 2010

В итоге лекции Животовского интересны, познавательны. Он прекрасно владеет материалом, рассказывает историю зороастризма, его особенности, обычаи и принципы. Сотни тысяч просмотров и множество лайков говорят, что это у него получается хорошо. Но хорошо было бы, если он вел свой рассказ как ученый, не преступая границ.

Продолжение лекции о зороастризме (плюс иудаизм)

Разделы