Глава XX Путь преображения человека и мира

Ограниченность нашею представления о человеке может быть преодолена путем опыта, мы можем раскрыть в себе целый ряд новых возможностей.
Маздеисты убеждены, что со временем род человеческий достигнет высшей стадии развития и будет спасен от зла, так как зло порождается ограниченностью сознания. Современные люди еще очень далеки от этой цели. Маздеизм ищет "прозрачных", т.е. таких передовых людей, которые способны хотя бы отчасти познать самих себя и цель жизни. Они утверждают, что, если кто-нибудь с искренним желанием начнет поиски духовного опыта, труд его не пропадет даром — ни в этой жизни, ни в будущей. Я говорил уже, что "по-настоящему живущий", Фраваши, покидающий тело "человека-формы", вбирает в себя как бы алгебраический вывод из всех его активностей в течение земной жизни. Несмотря на внешнее различие ряда форм, в которых выражает себя на земле Фраваши, во всех их присутствует нечто объединяющее. Если бы кто-нибудь мог увидеть ряд "человеко-форм", через которые прошел Фраваши, перед ним бы оказалось известное количество людей, объединенных между собою таинственным сходством, несмотря на различие в строении их тел, цвета кожи и другие расовые признаки. Сумма всех предшествующих энергий "человека-формы", вывод из его активности, вкусов, стремлений, интересов, его пороки и добрые качества являются отправной точкой при создании Фраваши нового "человека-формы". В этом процессе нет наказания за прежние грехи, есть только автоматически действующие последствия. Каждый человек, рождающийся в мир, имеет свое духовное лицо, свою жизненную тему, свой характер. Призвание к поискам духовного опыта медленно накапливается в душе подобно тому, как в раковине откладываются слои жемчужной слизи, пока не образуется жемчужина. Какие бы задачи ни ставили себе люди на земле, в основе всех событий жизни лежит самораскрытие духа.
Мир соответствует сознанию, сознание и мир — одно и то же. В мириадах капель воды отражается один и тот же солнечный свет, множественность или единство — в зависимости от способности воспринять его.
Поняв закон жизни в Боге, человек становится проводником божьей воли и обретает утраченную свободу. Не останавливаясь больше ни на какой отдельной форме бытия, он пребывает во всем, переходя свободно из одного плана в другой, как до падения. Но такой верховный конец еще очень далек для бесконечного множества душ, спящих сном самостности в относительной жизни. "Какая тоска, какая безвыходность человеческой слепоты не только на земле, но и в потустороннем мире, если правда, что и там люди остаются все теми же!" Поэтому на Востоке окружают таким почетом тех людей, которые посвятили свою жизнь изучению "духовной науки", помогают другим на духовном пути — наставник, или "гуру", для восточных людей дороже отца и матери.

Когда мы утверждаем, что Фраваши создает для себя на определенный период — срок "жизни" —"человека-форму", нужно помнить, что он заимствует материал из общих ресурсов человеческого рода, выработавшихся путем сложной и долгой эволюции на земле. Никакой дух не может создать себе тело из ничего, он был бы бессилен без помощи вещества и заведующих процессами строения вещества соответствующих чинов ангелов. Поэтому забота о потомстве — священный долг, и недаром древние придавали этому такое значение.
Маздеисты верят, что жизнь нашей планеты, представляющей собой живой организм, связана с судьбой населяющих ее живых существ, т.е. людей, животных и растений. Подобно тому как целому организму не безразлично состояние здоровья составляющих его клеток, так и земля "заинтересована в том, чтобы существа, живущие на ней, были в правильном отношении к миру". Человеческое тело, по учению маздеистов, состоит из четырех элементов: воды, земли, воздуха и огненной стихии. Эти четыре элемента пронизаны излучениями духа, Фраваши, живущего в теле. Сотрудничество элементов с духом составляют тайну мироздания: дух обрабатывает материю своим пребыванием в живых существах — не только в людях, но и в животном царстве. В минералах маздеисты также видят зачаточную жизнь и говорят о возрасте, смерти и рождении минералов. Дух кладет свой отпечаток на материю, с которой соприкасается, а материя в свою очередь становится одухотворенной от его присутствия.
Взаимообмен между духом и материей составляет вечную цепь; мир беспрестанно преобразуется, материя стремится подняться и раствориться в духе, тогда как дух, снисходя в нее, раскрывается в ней "как творческий сон духа".

Самое трудное - это создать себе правильное представление о Боге. Как дети, люди склонны изображать Вечное Существо по подобию самих себя, наделяя Его наивными качествами — атрибутами. "Каким представляет себе Бога земля? — спрашивают они. — Как мыслят о Нем ангелы и другие духовные существа, каким Его видят животные, деревья, стихии и минералы? Каким способом человек может познавать Бога? Разумом?" — Но разум терпит крушение, он относителен, ограничен и не может претендовать на познание универсальное, т.е. верное за пределами человеческих представлений. Философские рассуждения и размышления дают нам лишь описательное и изобразительное "знание". Мистики и святые нашли более прямой путь к Богу, а именно — слияние с Объектом. Неразрушимый Фраваши, пребывающий в сердце человека, воистину изошел от Бога и знает Его. Сердце любящего соединяется с Возлюбленным, если оно до краев наполнится любовью к Богу. Любовь — единственно верный путь к Существу, Которое отвечает любовью на любовь, светом на свет, силой на силу устремленного к Нему чувства. Для того чтобы ясно увидеть различие двух путей, нужно сравнить книги философов с учением святых и мистиков: абстрактное умозрение, холодные рассуждения одних — и живое, пламенное переживание соединения с Богом, доступное "просветленным". Очень многим людям, особенно тем, у которых развит интеллект, а дух еще не созрел, писания святых представляются неясными и противоречивыми. Они не могут уловить главного в этих писаниях — вложенного в них чувства, происходящего от прозрения высшего разума — созерцательной интуиции. Логика святых очень часто расходится с нашей ограниченной логикой и порой вызывает у нас не только недоумение, но даже досаду.
"То же самое происходит, когда какой-нибудь "просветленный" человек встречается с людьми обыкновенными. Очень немногие с первой встречи чувствуют и понимают, кто перед ними. Встреча с "просветленным" становится для таких людей самым значительным событием в их жизни, сопровождается полным внутренним и внешним переворотом.

Большинство не отдает себе отчета, у них не остается никакого длительного впечатления от бесед с "просветленным". Они слушают его слова и возвращаются к своим интересам и делам, в лучшем случае сохраняя лишь память "об интересном разговоре". Те же, в ком Фраваши уже проснулся, но которые еще полны зла, — в одно и то же время притягиваются и отталкиваются; частью своего существа они влекутся к нему, но другое их "Я" восстает на правду и как бы от нее защищается. Из среды подобных людей выходят плохие ученики: к несчастью своему, они влекутся к "просветленному", а затем падают на ровном месте".

далее