Глава XXIV Эсхатология маздеизма. Рестахиз — день всеобщего воскресения и преображения мира

«И увидел я новое небо и новую землю».
Апокалипсис

Агурамазда есть Верховное Сознание. Он, не имеющий ни формы, ни цвета, Он, Кого нельзя представлять себе ни в каком образе, Чистый Дух, есть высшая чистота, правда и совершенство.
Мировая трагедия, согласно учению маздеизма, состоит в том, что в тварном мире с самого его начала действуют две основные силы — Созидательная (Spenta Mainyus) и Разрушительная (Апgro Manyus). Первая сила олицетворение всего доброго и чистого в мире, вторая — всего отрицательного, стремящегося задержать становление человека в добре, это мировая инерция, которая в конечном счете будет побеждена.
Это не дуализм, так как Ариман и его воинство — злые духи и созданные им злые существа, — нигде не противопоставляются Ормузду в качестве равного Ему начала.
"Дьявол — ложь и отец лжи", и вот именно с этой ложью и должен бороться человек, идущий к Богу.
Пафос маздеизма заключается в учении о конечной победе добра во всем мироздании и об окончательном разрушении царства зла — тогда наступит преображение мира.
Дух одевается в доспехи тела, дух обитает во плоти, и плоть, пронизанная его действием, освящается этим присутствием и навсегда связывается с ним мистической связью.
Соотношение духа и тела завершается мистерией воскресения тел. Воскресение тел является итогом работы духа над материей. "В час Воскресения восстанут все, жившие на земле, и соберутся к престолу Агурамазды выслушать оправдание и прощение", — сказано в древнем гимне.
Воскресение плоти — результат внутренней работы духа по выявлению своего образа: "Образцы работы каждый принесет в день Суда", — такими словами открывается "моление о живых и мертвых".
Как далеки маздеисты от членов Афинского Ареопага, со смехом слушавших некогда проповедь Апостола Павла о воскресении тел, а также от многих из нас, которым картина Страшного Суда представляется ненужной и бессмысленной! Подобно тому, как в биологическом процессе незаметно подготовляется изменение вида, а затем появляется мутация, — отличное от прежнего вида новое существо, так и тело будущего века возникнет когда-нибудь в результате воздействия Фраваши на материю.

Преображение тел произойдет одновременно с преображением Земли, в одно и то же время изменятся мир и его население. Жизнь вступит в новую фазу ее раскрытия. Поэтому день конца этого мира, в ощущении маздеистов, является днем торжества, радости, исполнения всех надежд, концом греха, зла и смерти.
Этот день, день Страшного Суда, у христиан и мусульман представлен в виде трагического апофеоза.
По мусульманскому преданию (Nadith), бывали иногда ночи, когда Магомет внезапно пробуждался, покрытый холодным потом, и начинал молиться. "Если бы люди хоть раз в жизни видели во сне так ясно, как я, что такое конец мира, они бы смеялись редко и чаще плакали", — отвечал он на вопросы встревоженных домашних.
Конец мира в представлении маздеистов — желанный момент, после которого возникнут новая обновленная земля и новое небо. Конец, как жребий, с первого дня творения положен на весы вечности, и каждый миг метафизически может стать началом конца.
"Будет всякий судить себя сам в день Суда судом Сердца, а не судом внешним", — поется в священном гимне.
"Рост каждой отдельной души в цепи отдельных моментов — переворотокрушений, а наша внутренняя жизнь похожа на ряд взрывов", — говорят маздеисты. Для каждого умирающего его смерть равняется концу его мира: все ценности жизни, словно губкой с доски, стираются смертью. Но только безумцы убеждены, что смерть — конец окончательный, тогда как на самом деле для умирающего мир вовсе не погибает, а только преображается.
Подобно смерти отдельного человека вселенский конец есть дверь в новую жизнь, а суд — как бы Нелицеприятное Зеркало, в котором каждый увидит настоящую цену самому себе л пойдет, откровенно и без лукавства, или "налево" — в "ад", т.е. в какую-то иную новую материальную жизнь, или "направо", в "рай", где для "расы прозрачных" (т.е. пропускающих через себя лучи божественного света) создадутся новая земля и новое небо.

Вне катастрофы нет подлинного роста для каждой отдельной души, вне всеобщего конца нет возможности возникновения новой, преображенной Вселенной. Спасение мира есть преображение "неба и земли", т.е. рождение нового и лучшего мира. Всякий раз, когда кто-либо из великих Посланников, Провозвестников Агурамазды появляется на земле, чаша весов наклоняется, и наступление конца становится возможным. Но люди боятся конца, они защищаются против него, своим маловерием они мешают концу наступить. Они, как стена глухая и косная, костенеют в своей многотысячелетней тяжести земного бытия (по-нашему, в "плане истории", сопротивляясь Апокалипсису).
Что из того, что до конца мира пройдут еще, быть может, сотни тысяч или миллионы лет? Что из того, что река жизни все будет и будет течь в направлении неподвижного Океана времени? Рано или поздно настает возвещенное Зороастром мистическое мгновение конца — и тогда, как образы сна при пробуждении, разрушится непрочное благополучие неверующих. Как буря, которая еще скрывается в облаках, как пламя, дремлющее в дровах, которое еще не зажглось, в мире присутствует конец, а сущность конца — преображение.
Те, кто помнит об этом, те, кто бесстрашно молится о скорейшем наступлении этого дня, только они воистину друзья воплощенного Слова — Саошианта, Спасителя. Агурамазда — Дух и Огонь. Символ пламени, горящего на высоте (маздеисты зажигают огни на возвышенностях), — образ не только Духа и жизни, другое значение этого символа — пламя будущего Пожара.
В день Воскресения каждая душа потребует себе тела от элементов — Земли, Воды и Огня. Восстанут все мертвые с полным сознанием совершенных ими добрых или злых дел — и горько будут рыдать грешники, сознавая свои злодеяния. Затем в течение трех ночей и трех дней праведные будут отделены от грешников, пребывающих во мраке предельного помрачения. На четвертый день Ариман будет обращен в ничто, и всемогущий Агурамазда воцарится повсюду.

"Тогда по своему великому милосердию Он омоет всех в очистительных водах — и все сделается чистым", — сказано в Писании.
Маздеисты называют себя "бодрствующими", и в настоящее время они, быть может, единственные "люди Апокалипсиса".

далее