Освящение - это «акт или церемония разделения между обычным и сакральным использованием, или посвящение вещи служению и поклонению Богу». Происходят освящения следующих вещей:
I. Божественного огня и Храма Огня.
II. Башни Молчания.
III. (утварь, инструменты), то есть религиозных вещей.
«О, Священный Огонь, сын Ахура-Мазды !..
Да свети в этом доме!
Да свети всегда в этом доме!
Да СИЯЙ в этом доме!
До великого обновления этого мира!
(Аташ Ниаиш, 1,3)
Глубокое почитание Огня - это наследие зороастрийцев с незапамятных времен. Зороастрийцы относятся к огню с таким большим почтением, что их ошибочно называли «поклоняющимися огню». В доисторическое время огонь открыл Хошанг, второй царь Пешдадийской династии.
Во время охоты, пытаясь попасть в змею камнем, он ударил по другому камню, и появились искры Огня. Царь Хошанг отпраздновал это событие, которое теперь называют Джашан-е-Садех. Этот Джашан, установленный им, и сейчас празднуется по всему Ирану с великой радостью и большим почтением.
Атар, Огонь, как правило, упоминается первым из Язатов. Это сын Ахура-Мазды, и божество, которому посвящается девятый день месяца и сам девятый месяц. Благословение даруется тому, кто в собственной руке принесет в жертву огню топливо и ступу для измельчения веток священной хаомы (Ясна 62.1). Понятие огня в зороастризме имеет глубокую научно обоснованную философию. Это не означает обожествления физического огня. Заратуштра в своем духовном прозрении получил опыт воспламенения космического мистического огня Ахура- Мазды, «Атро Ахурахе Маздао Путра». «Атро» означает эфирную энергию, очищающую энергию Ахура-Мазды. Огонь - космический мистический символ Ахура-Мазды. Через этот Огонь Духа человек может представить себе Бога Я пережить абсолютное блаженство. Атра никогда не означает физический огонь дерева или сандала. В Священных Гатах ассоциация Атры с Boxy Мана - Чистым Разумом и Аша - Божественным Непреложным законом, указывает на то, что Огонь - это Божественная Искра, исходящая от Верховного божества, освещающая всеобщий разум Сиянием Мудрости. Таким образом, этот Огонь зажигает Пламя Любви в сердце и освещает душу. Интерес к огню в зороастризме стал поиском истины. Мы можем прочесть в Гате Уштаваити: «Почитая тебя, Огонь, я буду ышлять об истине» (Ясна 43.9).
Огонь является символом Ахура-Мазды, Творца. Это чистейший, величайший и самый грандиозный символ Веры Святого Заратуштры. Все земные огни суть его отражения. Необходимо четко понимать, что мы не обожествляем Огонь как Божество. Когда мы преклоняемся перед Огнем, мы "ЩШштаем не огонь, а одного Ахуру. Мы фокусируем наши ^МрЖДающие мысли и концентрируем наш разум на Огне, 'ЯрЯ* возносим наши молитвы. Мы всего лишь РрШатриваем Огонь как реальный символ Его блеска, •Шйкколепия и света, как идеальный символ нашей веры и Яй* лучший образец Его Божественности. Это искра Шшяенского Пламени. В действительности, почитается не Щшько физический Огонь, как часто полагают не- ЭДФастрийцы, сколько Внутренняя Божественная Искра. В священных Авестийских текстах к Огню всегда взывают при помощи аллегорического обращения «сын Ахура-Мазды».
Священный Огонь, горящий в Храме Огня, служит вечным наставником зороастрийцу, стоящему перед ним, помогая сохранить благочестие, чистоту, правдивость, смирение и братство. Огонь очищает все. Купаясь в его лучах, мы можем очистить наше тело, разум и душу. Вот почему истинный зороастриец никогда не позволит сжигать трупы и вот почему курение не характерно для зороастрийцев. Мы не одобряем курение, потому что это осквернение Огня, помимо того, что это негигиенично и вредит здоровью. Огонь настолько высоко ценится и почитается, что атраван (священник) должен покрывать свое лицо «паданом», кусочком белой ткани, чтобы его нечистое дыхание не загрязнило Огонь, у которого он возносит молитвы Ахура-Мазде. Процитирую Фрамроза Растомджи из Коломбо: «Только невежество склонно предполагать, что парс почитает огонь Богом. Парс видит в «огне» картинку Закона и Ритма Всемогущего. Во время молитвы он сосредоточивает свое внимание на Огне как на священном символе и предмете, напоминающем о Божественном Присутствии. Невозможно придумать вещь лучшую, чем Огонь, чтобы сконцентрироваться на боговдохновении.
Заратуштра осознавал силы Огня и хранил его как великую святыню и дар Божий. Крошечные язычки пламени соединяются в один большой огонь, который направляет свои языки вверх к небесам. Огонь очищает. Ничто не может осквернить его. Любой, кто пытается осквернить огонь, только загрязняет свою собственную совесть. Лучи света, расходящиеся от огня, чисты и освящены и передают невообразимый духовный пыл молящемуся.
Источником всей жизни является священное пламя. Заратуштра видел в Огне, Свете и Сиянии «место встречи» Божественного и земного. Именно поэтому Его Этические
Законы сосредоточены вокруг чистоты, лежащей в основе сохранения огня в любой его форме.
Божественный Разум, сошедший в Святого Заратуштру, показал ему, что все Творение было результатом активных Центров Света, которые воистину центры Божественного Разума (Кхрету). Прославленные ученые теперь подтверждают эту теорию и принимают ее как открытие, истинное для всех времен».
(«Парсиана», август 1967).
В Авесте различаются пять видов Огня:
- Аташе-Барезисавах представляет Огонь Аташ-Бехрам, и означает предмет великого благодеяния.
- Аташе-Воху-Фрайана представляет огонь, который дает жизненную энергию человеческому телу.
- Аташе-Урва-Зишта представляет Огонь, который появляется от горения дерева.
- Аташе-Вазишта представляет огонь, который пребывает в Молнии.
- Аташе-Спеништа представляет Вечный огонь, который показывает человеку присутствие Ахура-Мазды.
Кавайехеча-Харенанго - Слава Кианиана - который ослепительно сияет у придворных великих иранских королей, это также одно из проявлений огня. Отрицая всякое идолопоклонничество, Заратуштра говорит об огне как о великолепном и могущественном создании Ахура-Мазды, и предлагает его как символ божественности. Заратуштра нигде не предписывает поклоняться Огню. Фирдоуси решиштельно подтверждает это, когда мягко отвергает часто бросаемые против зороастрийцев обвинения в поклонении Оеню в своих бессмертных строчках:
«Не говорите: они поклонялись Огню. Они почитали Святого Яздана Год-Пак» (Махьяр Бирамджи Пател - «Парсиана», январь 1967).
Принято выделять три ступени Священного Огня:
I. Священный Огонь Аташ-Бехрам.
II. Аташ Адран.
III. Аташ Дадгах.
Все вышеперечисленные Огни имеют различные методы освящения, и каждому из этих Священных Огней соответствуют различные молитвы и ритуалы при смене периодов дня, когда им добавляют топливо.
I. АТАШ-БЕХРАМ
Огонь посвящен Веретрангне, или Бехрам Язаду, Ангелу Победы. Для того чтобы выполнить все ритуалы, необходимые для освящения, необходимо более года. «Это Царская Часовня, в которой царь раньше хранил свой царский штандарт и свой меч» (Дастур К.С.Дабу). Считается, что ритуал освящения сакрального огня развился из главы восьмой Видевдата, где предписано, что различные огни должны быть собраны и сохранены в Дад-га для необходимых очистительных процедур. Согласно Дж. Дж. Моди, те, которые сейчас фактически собираются, таковы (RCCP, стр. 201):
1. Огонь сжигаемого тела. 2. Огонь, используемый красильщиками.3. Огонь из дома царя или правящей персоны. Огонь от: 4. гончара 5. производителя кирпичей 6. факира или аскета 7. ювелира 8. монетного двора 9. кузнеца 10. оружейника 11. пекаря 12. пивовара или винокура 13. солдата и 14. пастуха 15. огня, производимого молнией 16. домашнего огня, то есть огня из дома любого зороастрийца.
Каждый из вышеперечисленных огней сначала собирается, очищается и освящается в соответствии с определенной процедурой, которая очень тщательно разработана и требует чтения различных молитв из Ясны и Видевдата в течение нескольких дней. При полном прочтении число молитв из Ясны и Видевдата должно составлять в каждом случае 1128.
Теперь освященный огонь возведен на престол в Храме, который сам в свою очередь был до этого освящен. Только те священники, которые прошли особые церемонии, имеют право входить во внутреннюю комнату, где горит Царский Огонь. Никто больше не может ухаживать за ним или даже просто войти в святилище. Всего в Индии существует восемь Аташ-Бехрамов. Самый почитаемый находится в Удваде и называется Шри Ираншах, он продолжает гореть вот уже более 1200 лет. Никакой другой огонь не должен пылать вблизи Святая Святых, так как этот Огонь почитается особо глубоко.
«После церемонии возведения на престол, называемой «Тахт нашини», к священному Огню Аташ-Бехрам относятся как могущественному духовному властителю.
Курильница, которая держит освященный огонь, вмещается на камень или подпорку, которые называются «Тахт».
В центре купола расположен металлический поднос, подвешенный над огнем, он и образует Корону (Тадж). Мечи и булавы расположены на стене в Святая Святых. Символически они обозначают орудия чистого сердца и Души, которая ежедневно борется с грехом и пороком, чтобы даровать славу освященному огню. Таким образом, освященный огонь обозначает для всех парсов нравственный закон и порядок мироздания (Парсиана, сентябрь 1967).
II. АТАШ АДРАН
Процесс сбора, очищения и освящения сакрального огня второго ранга не длинный. Но сам процесс такой же, как описанный в случае со Священным Огнем первого ранга. Для освящения требуются четыре типа огня: Огни из дома Аторнана (священников), Ратештарана (воинов), Вастриошана (крестьян) и Хутохшана (ремесленников). В Индии существует около 250 таких Храмов Огня и два в г. Карачи, Пакистан.
III. АТАШ ДАДГАХ
Это обычный домашний огонь, который освящается; его установка очень проста. Любой зороастриец может присматривать за этим огнем. Дадгах посвящен богу Митре, часто называемому Дар-и-Мер («Дом Света и Справедливости»). В Индии и Иране есть много огней Аташ Дадгах, но только два в Пакистане - в Лахоре и Кветте. ]
«Как друг возвращается к другу, - говорит наш Аташ Ниаиш, - мы снова и снова приходим к Священному Огню, принося с собой искру нашего собственного внутреннего Огня, который вечно пылает на очищенном алтаре в наших сердцах. Важно отметить, что наука правильно признает, что Бог есть Свет; в таком случае, не является ли огонь видимым проявлением света?»
Наши Храмы Огня - это не просто символические места поклонения, это специально сооруженные центры распространения духовной энергии, и освященные Святые Огни, которые горят в них, прямо испускают ту трудноуловимую божественную энергию, которая производит некоторые духовные потоки в зороастрийце молящемся около них.
Поэтому набожный зороастриец верно говорит в своей ежедневной молитве Хафтон Яшт 36: «Ahya thva athro verezena paouruye pairi jasamaide Mazda-Ahura thva thva» - «О Ахура-Мазда, Через огонь мы постигаем Тебя и только Тебя!»